Характер нордический //06.04.2011

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!

  • О шведском дизайне говорят много, время ли говорить о скандинавской парфюмерии?

    Свежие идеи сегодня приносит северный ветер. Примером тому стала последняя выставка авторской парфюмерии Pitti Immagine Fragranze, на которой эта тенденция была очевидна. В ее пользу свидетельствовали как стенды – одной из самых интересных была экспозиция шведов Agonist, – так и то, что в качестве ключевого события выставки была заявлена презентация арт-проекта и лекция норвежской художницы Сиссель Толос.

    Можно вспомнить и несколько других ярких событий недавнего времени: появление парфюмов Byredo, марки, основанной в Стокгольме в 2006 году; запуск аромата Standard, созданного в 2009 году Comme des Garçons совместно с финским тандемом дизайнеров мебели Artek.

    Добавим к ним еще парфюм EFJ Eyjafjallajökull 2010 года, посвященный исландским дизайнером Лили Гудьонсдоттир пресловутому вулкану с непроизносимым названием и пахнущий цитрусовыми.

    Вопрос в том, как воспринимать эти проекты. Можно каждый по отдельности, руководствуясь принципом: «В новой мировой деревне неважно, где был основан проект и откуда родом его создатель». Самих скандинавских творцов справедливо называть гражданами мира. Основатель Byredo Бен Горхэм наполовину швед, наполовину... индиец, учился и долго проживал в Соединенных Штатах. Сиссель Толос, владеющая девятью языками, автор карты запахов города Мехико, привыкла работать в Берлине – там у нее лаборатория, которую содержит парфюмерный гигант IFF.

    Северяне интересны своими идеями и оформлением, но формулы по их заказам создают французские «носы». Agonist приглашает парфюмеров из Грасса. Byredo работает с Жеромом Эпинеттом. Standard – детище Оливье Пешо. При этом северная тема отнюдь не ведущая в ароматах – среди них
    встречаются не только композиции, посвященные фьордам, тундре и морошке, но и Африке, или вообще абстрактные.

    Однако, если присмотреться внимательнее, можно увидеть во всех этих проектах контуры единой эстетики, тесно связанной и с общим вектором развития современной скандинавской культуры, будь то дизайн, мода, искусство.

    Парфюмерия воспринимается создателями проектов как новое поле экспериментов contemporary art. Запуск парфюма расценивается как художественный жест, а сам аромат – в качестве арт-объекта, в котором сочетаются разные измерения: концепция, запах, дизайн.

    Хороший пример дизайна, поставленного во главу угла – Kallocain, первый аромат Agonist. Он выпущен старейшей шведской стеклодувной фабрикой Kosta Boda всего в 200 экземплярах. Часть из них попала в музеи дизайна, а другая разошлась по частным коллекциям.

    В тоже время запах воспринимается не только как средство «хорошо пахнуть», но и как самостоятельное художественное произведение с многочисленными отсылками к литературе, кино и массмедиа (Byredo, CDG+Artek). Его не обязательно носить – его можно и модно просто распылять в помещении.

    Теоретически этот художественный подход описывает Сиссель Толос. Ее проект Fear на Pitti Fragranze представлял собой белую стену, на которую были нанесены «идеальные ароматы страха».

    Художница считает, что самое интересное для искусства сегодня – исследование того, как запахи превращаются в визуальные образы, как аромат может стать составной частью художественного перформанса и влиять на человеческие эмоции. Ведь, по ее словам, «память на запахи наиболее сильна».

    Арсений Загуляев, журнал о моде Fashion Collection
     

     

     



    Rambler's Top100