Звезда по имени Vegа //11.02.2009

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!

  • Звезда по имени Vegа

    В середине 1920-х годов в США начался бум авиаперевозок. По всей стране создавались новые авикомпании, для которых требовались все новые авиалайнеры. Большой спрос на самолеты стимулировал появление неизвестных ранее производителей, среди которых была и компания братьев Лоугхэд.

    Сообразили на двоих

    Впрочем, заниматься авиацией братья Малкольм, Алан и Виктор Лоугхэды начали еще в 1912 году, основав компанию Alco HydroAeroplane Co. Но дело как-то не заладилось, и в 1921-м они вынуждены были закрыть свою фирму. Когда же в 1926 году сложилась благоприятная конъюнктура, двое из них – Алан и Малькольм – вновь вернулись к авиационной теме, решив повторить попытку. Их новое авиастроительное предприятие получило название Lockheed Aircraft Co.

    Начав с чистого листа, братья даже поменяли свою ирландскую фамилию Лоугхэд на англо-саксонскую Локхид. Но главной их удачей было привлечение на должность главного конструктора Джона Нортропа, работавшего до этого на предприятии Дональда Дугласа. Тот сразу же взялся за создание четырехместного авиалайнера с одним двигателем Wright Whirlwind J-5.

    Машина строилась в голливудском гараже, арендованном Локхидами, в течение 6 месяцев. Аппарат получил имя Vega и с тех пор звездные названия самолетов стали традицией фирмы Lockheed. Самолет Нортропа имел красивые округлые формы, гладкую обшивку из многослойной прессованной фанеры, свободнонесущее оперение, у него отсутствовали тормозящие движение распорки, тросы и другие подобные элементы.

    Любимец гонщиков и рекордсменов

    Прототип Lockheed Vega 1 впервые поднялся в воздух 4 июля 1927 года. Тщательная проработка аэродинамики отразилась на летных качествах машины – скорость достигла 216 км/ч, намного больше, чем у других самолетов с подобным двигателем. Необычный внешний вид и прекрасные летные качества сразу же привлекли внимание многих заказчиков. Первую машину купил сын известного газетного магната – Джордж Херст младший для участия в гонках из Калифорнии на Гавайи в августе 1927 года. Однако поучаствовать в соревнованиях ему так и не пришлось. Впрочем, думается, что он остался не в претензии, так как купленный им самолет с двумя пилотами на борту бесследно исчез в волнах Тихого океана. И хотя дебют новой машины оказался, прямо скажем, провальным, уже в следующем году борт №2 восстановил репутацию фирмы. Он совершил несколько выдающихся арктических перелетов, выполнил картографические работы в Антарктиде, победил в ряде американских воздушных гонок. И не удивительно, что только за 1928 год компания получила заказ на 28 экземпляров.

    Прославилась скоростными дальними перелетами и последующая модификация – модель Vega 5, ставшая основной "рабочей лошадкой" для многих авиакомпаний и корпораций. Так в 1930–1932 годах ряд рекордов установил пилот Уилли Пост. Наиболее значительный из них – кругосветный перелет в 1932 году из Нью-Йорка через Канаду, Европу, СССР и Аляску за 7 суток 18 часов и 49 минут. А 20–21 мая 1932 году Амелия Эрхарт, одна из первых женщин-пилотов, в одиночку совершила трансатлантический полет из Ньюфаундленда в Северную Ирландию за 14 часов 52 минуты.

    Под счастливой звездой


    Рекорды рекордами, но все же не стоит забывать, что основной функцией самолета (для чего, собственно, он и создавался) являлись авиаперевозки. В октябре 1928 года авиалайнер вышел на линии. Первой была авиакомпания International Airlines из Северной Дакоты. Затем последовали другие компании. Они покупали как первую модель, так и Vega 2 с более мощным двигателем. Эксплуатация этих машин была успешной, но покупателями первых моделей были в основном корпорации, использовавшие самолеты для служебных перевозок, и частные лица. Крупным же авиакомпаниям требовались более вместительные машины. В этой связи в 1929 году возникла модель Vega 5 на шесть пассажиров. У нового самолета были те же габариты, что у Vega 1, но он имел вдвое более мощный двигатель. Это позволило Vega 5 не только поднимать больший груз, но и достичь гораздо большей крейсерской скорости – 266 км/ч и выше.

    Vega 5 позволила стать на ноги знаменитым американским авиакомпаниям. Например, Braniff Airways. С 1930 до 1935 годы Vega 5 была основным скоростным лайнером этого авиаперевозчика. Начала свою карьеру с Vega и компания Varney Speed Lines, которая в 1937-м превратилась в Continental Airlines – одно из крупнейших ныне авиатранспортных предприятий мира. Этот же лайнер способствовал становлению авиасообщения и в Латинской Америке, став основной машиной мексиканской авиакомпании Hermanos Sarbia Company (с 1933 года – Transportes Aereos de Chiapas) и перуанской – Aerovias Peruanas. Кроме того, благодаря своим прекрасным летно-техническим характеристикам самолет приоб- ретался как в корпоративное, так и в единоличное владение.

    До нашего времени сохранился ряд машин, в том числе Lockheed Vega 5B, принадлежавший американке Амелии Эрхарт, который сегодня хранится в Национальном аэрокосмическом музее в Вашингтоне.

    Василий Ланской



    Vega Vega Vega Vega Vega Vega Vega Vega Vega Vega Vega

    Vega
    Vega

    Vega
    Vega

    Vega
    Vega

    Vega
    Vega

    Vega
    Vega

    Vega
    Vega

    Vega
    Vega

    Vega
    Vega

    Vega
    Vega

    Vega
    Vega

    Vega
    Vega


    Rambler's Top100