Идеальный самолет для всей семьи //24.11.2006

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!

  • Как в среде автолюбителей, самыми популярными и покупаемыми являются машины с вместимостью салона, скажем, до шести человек, так и в малой авиации наибольшим предпочтением и любовью пользуется класс 4-местных самолетов. И это вполне объяснимо. Ведь самолет в семье и должен служить для семьи. А легкая 4-местная крылатая машина идеально подходит для этих целей.

    Самый «правильный» самолет
    Нужно сказать, что специалистами проводились даже исследования с целью определить, какой же самолет наиболее типичен для Авиации общего назначения (АОН). И он был определен из синтеза следующих характеристик: количества мест, числа и типа двигателей, а также типа шасси и его конфигурации. Выяснилось, что 25 самых популярных моделей занимают примерно 70% всего рынка АОН, и по ним можно с большой долей точности судить о рынке в целом. Подсчет среднего арифметического количества мест выбранных самолетов дал цифру в 4 пассажироместа, включая пилота. Типичный самолет АОН – однодвигательный, поскольку 85% всего парка АОН оснащаются именно одним двигателем. Причем два производителя – Lycoming и Continental – занимают 83% всего рынка поршневых двигателей АОН. Двигатели этих компаний обычно карбюраторные или инжекторные, оппозитные с горизонтальным расположением четырех или шести цилиндров.

    Шасси самолетов, выбранных для исследования – либо неубирающееся, либо убирающееся, и его конфигурация либо стандартная (трехстоечная с носовым колесом), либо трехстоечная с хвостовой стойкой. Специалисты пришли к мнению, что для самолетов АОН наиболее характерно неубирающееся шасси – им оснащены 63% самолетов. А если рассматривать только поршневые машины, то можно отметить, что количество самолетов с неубирающимся шасси превышает количество самолетов с убирающимся практически в три раза. И, наконец, по конфигурации доминирующее положение определилось у самолетов с трехстоечным шасси с носовой стойкой.

    Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что те машины, которые мы хотим рассмотреть, являются самыми яркими представителями малой авиации. А значит и самыми популярными среди пилотов (ибо нет спроса – нет и предложения). Познакомимся же с ними поближе.


    Mooney Airplane
    Начнем мы, пожалуй, с американских самолетов Mooney и вот почему. Компания Mooney Airplane Company (MAC) имеет очень длинную и богатую историю производства одномоторных поршневых самолетов с высокими характеристиками. Мало того, это единственная компания, которая выпускает только четырехместные машины. Своего рода – это уникальный по консерватизму производитель. На протяжении более 50 лет модели самолетов Mooney не претерпели практически никаких изменений и в то же время компания по сей день уверенно держит этот рынок в узде. Самолеты этого бренда легко узнаваемы благодаря определенной форме киля вертикального оперения.

    Топ-моделью среди своих собратьев, безусловно, можно назвать Mooney Bravo. Это низкоплан, оснащенный двигателем Continental. Как и все самолеты этой компании, Mooney Bravo очень скоростная машина. Он может летать с крейсерской скоростью 407 км/ч и дальностью 1900 км. Самолет оснащен противообледенительной системой, пилотажно-навигационным комплексом Garmin G1000, убирающимся шасси. Особенностью машины является смешанная конструкция фюзеляжа. Его треть – стальная сварная ферма, что добавляет самолету прочности и надежности. Особо нужно отметить и комфортность самолета. Среди своих одноклассников по комфорту ему равных практически нет.

    Салон оснащен удобными кожаными креслами, современной и понятной приборной доской. Очень грамотно продумана система шумоизоляции. К достоинствам этой машины можно отнести также и наличие большого багажника. Любители путешествий это, несомненно, отметят. Правда, стоимость самолета несколько выше, чем у большинства представителей этого класса – порядка 480–500 тысяч долларов. Но всему есть объяснение: за комфорт и скорость нужно платить.


    Cirrus SR22

    Еще один игрок на рынке четырехместных однодвигательных поршневых самолетов – американская компания Cirrus Design. Она создает, без сомнения, очень удобные машины. Речь пойдет о Cirrus SR22. Этот самолет имеет современную конструкцию из легких композиционных материалов и большой запас прочности. Он оснащен спасательной парашютной системой CAPS (Cirrus Airframe Parachute System), которая используется на всех машинах. Она разработана на основе опыта, накопленного при проектировании, и баллистических парашютных спасательных систем для сверхлегких самолетов.

    Приборная доска Cirrus больше напоминает кабину авиалайнера, хотя и сделана по автомобильному типу. Ширина кабины 49 дюймов. Композитная конструкция, кожаные кресла, все, до мельчайшей детали, выполнено для удобства пилота и пассажиров.

    А теперь «немного музыки». Вот чем оснащен этот самолет: спирто-глицериновой противообледенительной системой передних кромок крыла и оперения. Грозоотметчиком. Системой предупреждения опасного сближения в воздухе TAWS. Автопилотом Fifty Five X. Двумя большими индикаторами: пилотажным FlightMax Entegra и многофункциональным EX5000C. Однорычаговой системой управления двигателем (полностью автоматическим воздушным винтом). Двумя навигационными системами Garmin GNS 430. Аудиопанелью Garmin GNA 340 Ответчиком вторичной радиолокации Garmin GTX 327.

    В конструкции этого самолета интересна боковая ручка управления. Она безопасна в аварийной ситуации и удобна в использовании. К тому же очень легка в управлении. Панель управления асимметрична и немного занижена, что создает отличную видимость. Большое лобовое стекло способствует хорошему обзору как с места пилота, так и с пассажирского кресла. Это весьма скоростные самолеты. Композитная конструкция без заклепочных швов уменьшает лобовое сопротивление, позволяя самолету развивать скорость 180 узлов. Имеются также еще некоторые вполне привлекательные летные характеристики, такие как скороподъемность, максимальная полезная нагрузка. Кстати, некоторые говорят, что SR22 «набирает высоту так, как тоскующий по дому ангел».

    Cirrus SR22 оптимален для воздушных путешествий по длительным маршрутам, полетов в сложных метеоусловиях днем и ночью. В общем – это современная и надежная машина. Но. Cirrus SR22 имеет один очень существенный недостаток по его эксплуатации именно в России – композитную, пластиковую конструкцию планера самолета. Пластик для наших условий – не самый лучший материал. Он имеет процесс естественного старения. Даже если самолет стоит. А при перепадах температур, влажности, неподготовленных взлетно-посадочных площадках этот процесс происходит намного быстрее. И здесь встает проблема остаточной стоимости самолета. Купив новый за 300–350 тысяч долларов, неизвестно, за сколько его через какое-то время можно продать. И можно ли вообще это сделать.


    Beech Bonanza

    Теперь о патриархах. Одной из первых со своим детищем – самолетом Beech Bonanza – вышла на рынок четырехместных однодвигательных поршневых машин компания Beechcraft. Самолет Beech 35 Bonanza с V-образным хвостовым оперением был родоначальником великолепного семейства самолетов. И с того времени за 35 лет произведено более 15000 машин. Это был свободнонесущий низкоплан цельнометаллической конструкции с хвостовой частью оригинальной конфигурации. Самолет имел закрытую кабину, в которой размещались пилот и три или четыре пассажира. Убирающееся трехколесное шасси на первой версии имело свободно ориентирующееся носовое колесо, которое впоследствии стало управляемым. Система безопасности, спроектированная компанией Beech, обеспечивала возможность посадки с убранным шасси. Еще во время первых полетов на самолете был установлен шестицилиндровый двигатель Continental E-185-1 мощностью 138 кВт (185 л.с.), а в дальнейшем использовалось большое число различных серийных и опытных двигателей, в том числе поршневые двигатели с турбокомпрессорами. Все самолеты были оснащены противообледенительной системой. Особенностью самолета можно назвать наличие или дополнительную установку двойных дверей в правой части фюзеляжа, упрощающих процесс погрузки и разгрузки в случае использования его для грузовых перевозок. В разных модификациях самолет выпускался до 1989 года. Но и по сей день их по всему миру летает очень много, и они пользуются большой популярностью. Это обусловлено как летно-техническими характеристиками машины, так и относительной дешевизной. Естественно, что подержанный самолет будет стоить на порядок ниже нового. 120–150 тысяч долларов за аппарат, пусть не «первой свежести», но зато доказавший за столько лет эксплуатации свою надежность и безопасность, – вполне приемлемая цена.


    Socata Tobago

    Теперь же из-за океана мысленно перенесемся в Старый Свет и посмотрим, есть ли у Европы достойные представители в этом классе самолетов. Оказывается, имеются. И в первую очередь, модель Tobago – легкий четырехместный многоцелевой самолет, разработанный французской фирмой Socata. В начале 1975 года компания Socata начала проектирование четырехместного моноплана с закрытой кабиной, обозначенного Socata TB-10 Tobago. Совершивший первый полет 23 февраля 1977года с двигателем Lycoming O-320-D2A мощностью 160 л.с., этот самолет стал основателем новой серии легких свободнонесущих низкопланов, в основном цельнометаллической конструкции с неубирающимся трехопорным шасси с носовой стойкой. Вскоре появился второй опытный самолет с двигателем Lycoming О-360-А1АD мощностью 180 л.с. Эта версия и пошла в серийное производство под обозначением TB-10 Tobago. Французский сертификат самолет получил 26 апреля 1979 года, сертификат FAA – 27 ноября 1985 года.

    Развитием самолета стала версия TB-10 Tobago GT. У самолета изменилась форма кабины, появились крыльевые баки и наплывы на законцовках крыльев, а также увеличенная грузовая дверь. Однако на этом компания не остановилась, вследствие чего появилась еще одна модификация – TB-200 Tobago. Он во многом сходен с основным вариантом ТВ 10, но имеет более мощный двигатель Textron Lycoming IO-360-A1B6 мощностью 200 л.с. Первый полет самолета TB-200 Tobago XL состоялся 27 марта 1991 года. А в конце 90-х годов фирма выпустила модернизированный вариант самолета TB-200 Tobago GT. На самолете применена система впрыска топлива, исключающая обледенение карбюратора. Также применен новый пропеллер постоянной скорости Hartzell. Нововведения позволили улучшить летные характеристики самолета (крейсерская скорость возросла на 6 км/ч, а скороподъемность – на 10 метров в минуту).

    Все без исключения самолеты отличает большой просторный и комфортный фюзеляж. В салоне установлены кожаные кресла и имеются даже подлокотники, что встречается не часто. Кабина пилота оснащена солидной панелью приборов, как у больших самолетов. Стоимость машины колеблется в среднем диапазоне, присущем этому классу – порядка 350–400 тысяч евро.


    Piper Archer

    Наконец, мы подошли к рассмотрению самых ярких, самых известных и, наверное, самых классических представителей четырехместных однодвигательных поршневых самолетов. Один из них – Piper Archer, соперников которому по массовости использования в этом классе найти трудно. А среди любителей низкопланов – это без преувеличения самый популярный самолет в мире. Машина достаточно комфортная и надежная, но с небольшой дальностью полета (до 900 км). Двигатель Lycoming, устанавливаемый на этот самолет, не отличается большой мощностью для данного класса. Оснащается самолет, как уже упоминалось выше, по классическим нормам, характерным для этого класса. Двухлопастной винт фиксированного шага, неубирающееся шасси, обтекатель, противообледенительная система. С этого года на машину ставится навигационно-пилотажная система с жидкокристаллическими дисплеями Avydine FlightMax. Самолет прост, неприхотлив в обслуживании и в то же время безопасен. Что еще радует - весьма умеренная цена - 280 тысяч долларов. Хотя здесь нужно заметить некую тенденцию, присущую сегодняшнему дню. Цена самолета стала сильно зависеть от комплектации приборного оборудования – оно может стоить треть, а то 40% стоимости самого самолета.



    Cessna T182 (Turbo)
    И Cessna!.. Вот уж поистине классика жанра! На протяжении более чем 40 лет компания, производящая эти шедевры, была и остается лидером среди аналогов других производителей. Мы остановимся на Cessna T182Т(Turbo) – типичном представителе подкосных высокопланов. В первую очередь, разберемся, что же из себя представляет кабина пилота и ее содержимое. Основное место на приборной доске заняли два 10,4-дюймовых дисплея с высоким разрешением – элементы пилотажно-навигационного комплекса Garmin G1000. «Всевидящее око» обеспечивает навигацию, связь, картографическое отображение земной поверхности, трехмерное отображение воздушной обстановки и погодных условий, выдает информацию о параметрах полета и работе силовой установки. Сердце G1000 – AHSR (Altitude Heading and Reference System). Она соединяет высокоточную GPS-систему, систему контроля воздушной обстановки и магнитного поля (от бортового магнитометра, установленного на левой консоли). В состав G1000 входят дублированные приемники VOR/LOC/ILS/GPS. Спутниковая система приема и обработки метеоданных отображает 14 параметров погодных условий по маршруту полета, а дополнительная система Stormscope отслеживает только информацию о зонах с неблагоприятными погодными условиями. В ближайшем будущем перечисленные «навороты» дополнит автопилот Honeywell KAP-140 Dual Axis с функцией GPS Roll Steering и трехмерная система отображения ландшафта Jeppesen View, для чего служат два экрана – основной PFD (слева) и многофункциональный MFD (справа). На основной дисплей выводится полетная информация: пространственное положение, курс, высота, приборная скорость полета, вертикальные скорости набора/снижения. На дополнительный дисплей – картографическая информация, данные о погоде и состоянии воздушного пространства, а также комбинированная информация о работе силовой установки. Сюда же выводятся контрольные карты и описания аэродромов. Впрочем, основные навигационные данные можно одним нажатием кнопки перенести на левый дисплей. Ниже дисплеев расположены дублирующие стандартные приборы пилотажной группы – указатель скорости, авиагоризонт, высотомер и магнитный компас. Интересно, что Garmin G1000 – единственная на сегодняшний день система, способная восстанавливать информацию при сбоях во время полета. Другие подобные системы требуют в таких случаях экстренной посадки, в то время как AHRS сохраняет информацию и быстро перезагружается. На случай отключения питания предусмотрена резервная батарея, способная обеспечить бесперебойное питание основных электронных систем в течение более чем получаса.

    Полеты на Cessna 182Т доставят истинное удовольствие и благодаря простоте в управлении. Вы просто наслаждаетесь полетом, а всю навигационную работу за вас делает G1000. Возможность свободно получать большие объемы наглядно отображенной информации избавляет от необходимости в перекрестных проверках, освобождая внимание летчика для пилотирования и непосредственного контроля окружающей обстановки. Современный кожаный салон с силиконовой шумоизоляцией. Установка на самолете двигателя с турбонаддувом позволяет летать на больших высотах (до 6000 м), при этом и на больших скоростях. Дальность полета достигает 1800 км. К этому можно добавить и одну особенность Cessna 182Т – при максимальной загрузке самолета он может лететь почти на максимальную дальность. Ну и, если говорить о цене – новая Cessna 182Т будет стоить порядка 355 тысяч долларов.

    Подводя итог нашему небольшому рассказу, можно из всего вышеизложенного выделить главное. Зачем человеку нужен в личное пользование именно четырехместный одномоторный поршневой самолет? Вывод напрашивается сам собой – это практически личный авто с крыльями. Он прост в управлении, предназначен не для каких-то специфических целей, а рассчитан для перелетов с семьей или друзьями по своим, так сказать, бытовым нуждам. То есть, покупая такой самолет, обретаешь пополнение к своему парку авто еще одну машину. Просто она летает.

    Дмитрий Гнатенко



    Rambler's Top100