Флайбридж, друзья, шампанское… //17.11.2003

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!
  • Всего 10 лет назад о покупке элитной моторной яхты в России могли мечтать, наверное, немногие. Удивительно, но в стране не существовало иных яхт и клубов, кроме парусных

    Всего 10 лет назад о покупке элитной моторной яхты в России могли мечтать, наверное, немногие. Удивительно, но в стране не существовало иных яхт и клубов, кроме парусных. Восприниматься исключительно в виде парусных судов яхтам суждено было до 1995 года, пока в России не появились недорогие американские моторные лодки. Попробовав «буржуазный отдых», яхтсмены пришли в восторг. Быстрорастущий спрос совпал с предложением, и в конце 90-х водный путь в Россию открыли лодки всемирно известных брендов…

    Первооткрывателями российского рынка яхт стали английские производители, и это, наверное, закономерно. Английский товар всегда являлся образцом, символом качества, а что как не это было самым важным для продвижения абсолютно новой продукции на только складывающемся рынке. Как и принято в высшем обществе, первыми в свет вышли королевские особы – яхты Princess, или, как их нежно называют дилеры, «Принцессы». Первая была завезена в Россию в 1998 году. С Princess и началось знакомство россиян с миром удивительной и прежде недоступной роскоши и комфорта. По следам Princess потянулись другие «англичане». В 2001 году ассортимент расширили компании Fairline, Sunseeker и Sealine. Всемирно известные итальянские бренды Ferretti и Azimut начали осваивать наш рынок только в 2002 году.
    Сегодня лидеры яхтостроения выдвигают на первый план наиболее с их точки зрения потенциально востребованную продукцию. Так, компания Azimut объявила 2003-й годом новой модели Azimut 55. Спрос на яхты этого сегмента растет во всем мире, и Россия – не исключение. Если еще два года назад на отечественном рынке 30-футовая лодка считалась неординарным явлением, то сегодня появилось множество предложений яхт около 55 футов длиной. Это Princess 57, Fairline 55 Squadron, Sunseeker 56 Manhattan, Ferretti 530 и американская Carver 570 Voyager. На мировом рынке этот список дополняют еще пока неизвестные в России яхты итальянских производителей: Aicon 56, Uniess MY 55 и (испанская?) Astondoa AS-54GLX.
    Эти яхты являются элитными двухпалубными глиссирующими катерами с открытым верхним мостиком, предназначенными для использования на море. Но так как водная система нашей страны представлена преимущественно реками и озерами, эти лодки можно встретить и на внутренних водоемах России. С точки зрения такой эксплуатации первостепенную роль играет минимальная осадка судна, а в плане реализации возможностей на спокойной воде маленьких водохранилищ яхты этой категории не отличаются практически ничем.
    На море особенности конструкции корпуса, мощность двигателей и прочие тактико-технические показатели выходят на первый план. Каждый бренд имеет свои секреты и ноу-хау, с помощью которых яхта создается как драгоценный музыкальный инструмент, и чем авторитетнее имя производителя, тем лучше она «играет» на волне. Здесь есть много нюансов. Например, более легкие катера, перед тем как выйти на глиссирование, немного изменяют дифферент на корму, то есть осадку. А чем тяжелее яхта, тем она устойчивее, но дополнительный вес уменьшает скорость и дальность хода и т.д. Однако общим для моторных катеров этого типа является то, что все они предпочитают выходить в море только в хорошую погоду. При волне в 3-4 балла на них уже не слишком комфортно и, главное, невозможно развить большую скорость. Яхтам приходится идти в водоизмещающем режиме, при котором минимальны и ход, и комфорт пассажиров.
    Мощные моторы и высокая скорость этих лодок (до 35 узлов в час) - дань моде на высокоскоростные суда. Чем больше в моторе лошадиных сил, тем яхта должна быть быстрее, но при этом увеличивается расход топлива и уменьшается дальность хода на одной заправке. Поэтому конструкторы ищут золотую середину, когда мощность двигателя соответствует дальности хода. Хотя все эти лодки обладают комфортом и мореходностью судов, которые могут несколько дней бороздить море, фактически они рассчитаны на расстояние до 800 км без дозаправки. На скорости 28-35 узлов это расстояние преодолевается меньше чем за сутки, поэтому такие суда иногда называют «яхтами выходного дня». Собственно, для этого их и покупают и за границей, и у нас в России. Главное наслаждение – пришвартоваться к берегу, расположиться с компанией веселых друзей на флайбридже и неспешно распивать очередную бутылку шампанского, ловя восхищенные взгляды сухопутной публики. На такой яхте удобно и позагорать, и устроить вечеринку, и спокойно отдохнуть с семьей.


    Princess 57
    В названии Princess слышен голос «старой доброй Англии», олицетворяемой Королевским домом Великобритании и славой английских мореплавателей. Как настоящая леди, Princess не позволяет себе слепо следовать изменчивой моде на суда. Тщательно выбирая свой стиль, она производит современные модели совершенных моторных яхт в соответствии с бескомпромиссными традициями английского яхтостроения.
    До недавнего времени в сегменте 55 футовых яхт Princess бестселлером была 56-я модель. Однако в середине лета 2003 года со стапелей верфи в Плимуте сойдет новая Princess 57. Говорят, ее победа над 56-й уже предрешена. Обтекаемые линии корпуса яхты выше веяний моды - это новейшее выражение современного стиля и неброской элегантности. Яхта привлекает высокой крейсерской скоростью, достигаемой благодаря глубокой V-образной конструкции корпуса, гарантированно высокими тактико-техническими показателями на море и возможностью совершать длительные переходы без дозаправки.
    Планировка судна продумана идеально. В большом салоне увеличенные окна создают «воздушную» атмосферу и панорамный обзор. Впечатление легкости дополняют золотистые тона дерева в отделке и светлая обивка диванов. Отдельная обеденная зона удобно расположена напротив полностью оборудованной кухни. Предусмотрено практически все: например, окна на посту управления снабжены электроподъемниками. Просторная каюта владельца располагается посередине судна, еще одна каюта впереди - обе с отдельными ванными внутри. Большие две гостевые каюты и дополнительная в кормовой части. Широкий флайбридж (открытый верхний мостик, где расположен верхний пост управления) - с баром, барбекю, холодильником, двойным шезлонгом. Большая платформа для купания обеспечивает укладку тендера (шлюпки) хорошего размера… Можно сказать, что внутреннее устройство Princess 57 устанавливает новые стандарты для строительства яхт такого класса. Неудивительно, что эти яхты столь востребованы для респектабельного семейного отдыха и в Англии и за ее пределами.


    Fairline 55 Squadron

    У брендов Princess и Fairline один владелец, и их разделение на разные компании – понятие условное. Однако линия судов Fairline существенно отличается от Princess и ориентирована на другой сегмент рынка. Fairline выбирают молодые люди, которые хотят отдыхать на воде с таким же комфортом, но за меньшую цену. Привлекает и то, что Fairline старается обогнать Princess по инновациям и модельному ряду. Сегодня эти красивые лодки можно увидеть не только в Европе, но и в Америке. Доля экспортных продаж Fairline через мировую сеть сбыта составляет 90%.
    Fairline 55 Squadron - эксклюзивная элегантная моторная яхта, разработана Бернардом Олесинским и группой дизайнеров Fairline. Лодка отличается глубоким V-образным штевнем, килеватость кормы на транце - 18 градусов. Встроенная платформа для купания удлиняет ватерлинию, улучшая характеристики катера, особенно на малых оборотах. На посту управления - двойное сиденье рулевого, одноместное сиденье помощника. Рядом блок со встроенным холодильником, шашлычницей. На яхте три каюты на 6 человек. Дополнительная опция - кормовая каюта с входом через кокпит. Основной салон с полукруглым диваном и низким столиком, баром и тонированными боковыми стеклами. Из обеденной зоны с полукруглым столом просматривается нижний пункт управления и лестница на флайбридж. Кухня отличается 4-конфорочной керамической/галогенной плитой, есть микроволновая печь и духовка или гриль. В качестве отделочных материалов на яхте использованы американская вишня и эвкалипт или клен.


    Sunseeker 56 Manhattan
    Считается, что это самые "породистые" яхты в мире, настоящие мореходные лодки, сочетающие потрясающий дизайн с исключительной мощностью, и квинтэссенция инноваций в различных областях судостроения и отделки. Сегодня модели Sunseeker разрабатывает дизайнерское бюро Sunseeker s award winning Yacht Division под руководством немецкого конструктора. Использование самых современных технологий и композитных материалов в сочетании с мощными двигателями последнего поколения позволяет строить чрезвычайно быстрые и легкие суда с великолепной управляемостью. На первое место ставятся динамические морские качества. Девиз - «скорость хотя бы на пол-узла выше, чем у однотипных лодок конкурентов». Корпус лодок узок и приземист, что делает их похожими на гоночные машины. Эти яхты для тех, кто не представляет иной скорости, кроме предельной. Поэтому большое внимание уделяется системе управления. Садясь на Sunseeker за штурвал, чувствуешь себя пилотом космического корабля, не только из-за суперсовременных навигационных приборов, но и благодаря огромному пространству вокруг.
    Название линейки «Manhattan» не случайно. Эти яхты создавались в основном для американских потребителей, поэтому их всегда было много в Америке. Но Sunseeker очень популярен и в других странах, в частности в Германии. Немцы, меняющие старые лодки Sunseeker на новые чуть ли не каждый год, предпочитают держать их на Балеарских островах – Майорке, Менорке, Ибице. Сегодня компания Sunseeker экспортирует 99% продукции.
    В феврале 2002 года на выставке Miami Boat Show была представлена новая яхта фирмы Sunseeker –элегантный Manhattan 56, задуманный как воплощение инноваций модельного ряда с открытым верхним мостиком. Это идеальное сочетание скорости, сверхкомфортабельности и изящного, "воздушного" интерьера, в котором каждая деталь - произведение искусства. Плавные изгибы корпуса создают обманчивое впечатление маленькой внутренней площади судна, но там неожиданно большое количество пространства и света. Это неудивительно, ведь из всех яхт этого ряда планировка Manhattan 56 наиболее продумана. На яхте есть одна двойная каюта, и еще две каюты на 4 человек, плюс дополнительное помещение, которое можно использовать для гостей или экипажа. Можно также выбрать, где зафиксировать купальную платформу.


    Ferretti 530
    Философия Ferretti - страстная любовь к морю, инновационные технологии и изысканный дизайн - основа уникального стиля, который безошибочно узнается во всем мире. Точеные экспрессивные линии белоснежного корпуса придают Ferretti динамичность, прославившую эти лодки. Всепогодный комфорт, идеальная управляемость, просторное устройство и исключительный дизайн этих яхт сделали имя Ferretti синонимом абсолютного качества. О том, что Ferretti - сочетание предельного совершенства и истинной роскоши, свидетельствует и незначительная уценка в течение эксплуатации. Цена 10-летней Ferretti падает меньше, чем наполовину, тогда как у лодок многих других известных фирм стоимость за это время уменьшается в 3-4 раза.
    Корпус Ferretti 530 имеет особенный стиль – его элементы заметно более округлены и вытянуты. К тому же он тяжелее, чем у 55-футовых яхт других производителей, что придает яхте большую устойчивость. Когда она выходит в море и набирает скорость, дифферент на корму совершенно не изменяется. Традиционная черта итальянского дизайна – комфорт, не нарушаемый техническими дополнениями. Организация рулевого управления Ferretti, условно, как у трамвая: маленький металлический руль, маленькие рычаги газа - но, прикасаясь к ним, ощущаешь мощность моторов буквально кончиками пальцев. 530-я отличается большим количеством дополнительных функций и системой мер, связанных со снижением вибрации и шума от работающих механизмов. В компоновке есть интересные нюансы. В салоне почти панорамное остекление. Носовая каюта максимально удалена от остальных (обычно этот прием применяется только на больших яхтах). Размеры открытого мостика сделали бы честь и яхтам большей длины, а кормовая платформа столь обширна, что на ней может разместиться аквабайк или моторная лодка.
    Характерной чертой яхт Ferretti является «белая воздушность» - это относится не только к силуэту обводов судна, но и к дорогой отделке из светлой кожи внутри. По части интерьера у компании есть свои стандарты: диваны должны быть обязательно кожаными, мебель – из ценных пород дерева (Ferretti никогда не позволит себе мебель из алькантара, применяемого компанией только для оформления потолков). В интерьере используются дорогие ткани и роскошные ковровые покрытия.


    Azimut 55
    Стремительные контуры яхты от дизайнера Стефано Райни и необычные окна в форме акульих плавников по обе стороны салона сразу привлекают внимание. V-образный корпус «Азимута», с килеватостью 17 градусов в кормовой части и 23 градуса посередине делает яхту устойчивой и комфортной даже при резких поворотах. Эффектный внешний вид придают и три больших овальных иллюминатора в корпусе, благодаря которым каюта владельца залита светом. Необычайно большой сьют хозяина - одна из достопримечательностей Azimut 55. Его ширина равна ширине лодки (4,75 м). Обычно это встречается только на больших круизных яхтах размерами от 80 футов. Носовая каюта для гостей с кроватью королевских размеров и элегантными круглыми иллюминаторами не уступает хозяйским апартаментам. Простора добавляют потолки высотой 190 см. Многие особенности дизайна 55-х столь же функциональны, как и привлекательны. Например, в другой гостевой каюте зеркало в полную высоту помещения делает его более ярким и просторным. В салоне над центральным постом управления пространство разделено по уровням: на одном - обеденный стол со сменной центральной секцией, примыкающий к дивану U-формы, чуть ниже – камбуз с редко встречающейся на судне этого типа плитой с тремя горелками, еще две ступеньки вниз – диван для отдыха. В отделке интерьеров использовано вишневое дерево. Интересно, что барная стойка расположена в центре салона и снабжена удобными перилами на случай качки. Яхта продумана до мелочей: из кокпита есть проход для купания на кормовую платформу, дверь из плексигласа на флайбридже закрывает лестницу вниз, а матовое остекление впереди защищает от световых бликов, ветра и брызг. Радарная арка расположена посередине флайбриджа, поэтому шлюпку можно поднять при помощи кранбалки, установленной сразу под аркой.


    Carver yachts 570 Voyager
    К яхтам этой длины относится и американская Carver yachts 570 Voyager pilothouse. Изначально она создавалась для американского рынка и поэтому адаптирована под американского клиента, для которого главное – комфорт, простор, мощность моторов, а также надежность и безопасность. При первом взгляде на лодку кажется, что это монолитная вилла на воде. Мостик и каюта чрезвычайно большие (только на мостике диван на 7 человек плюс дополнительные места), кокпит с навесом - 70 кв. футов, большие беспереплетные окна, переборки вишневого дерева в трех каютах с хорошей отделкой. Важно, что яхта имеет небольшую осадку - это делает ее удобной в использовании на реках и озерах, а дальность хода на одной заправке превышает показатели многих лодок этого класса.


    Aicon 56
    Эту модель, разработанную итальянским проектировщиком Фулвио ди Симони, называют «сливочной конфеткой». Удлиненные окна по обеим сторонам салона и нижнего поста управления и обтекаемые линии невысокого снаружи верха яхты делают его как бы продолжением палубы. Дополнительная видимость обеспечена особенной конструкцией флайбриджа: мостик смещен на дюжину футов ближе к корме. Таким образом достигается полный обзор кормовой части и увеличивается высота нижнего поста управления, а значит и столь привлекательных, необычайно больших ветровых стекол. Другой аспект - организация помещений. Симони понизил внутренний «фундамент» лодки, что прибавило высоты, особенно на нижней палубе. Aicon известен как производитель пластиковых материалов и металлических частей яхт, интерьеров, аксессуаров а также оборудования – электросистем, вентиляционного оборудования и пр. Стоит ли говорить, что в Aicon 56 применены самые современные переборки и палубы из foam-cored FRP, покрытие Sikaflex 292 и т.д. Интересный момент: в каютах владельца и VIP- гостя есть функция after-hours private - когда двери обоих сьютов закрываются, третья каюта автоматически превращается в изолированную зону, из которой можно выходить только в коридор. Оба поста управления снабжены первоклассной электроникой, поэтому яхта очень легка в управлении. Достаточно прикоснуться к приборам кончиками пальцев, чтобы почувствовать ее возможности на широких поворотах, и превосходную устойчивость.


    Uniess MY 55
    Компания развивается благодаря исследованиям в области производства материалов и применению самых передовых технологий. Итальянский стиль Uniess комбинирует с американской школой конструирования известного морского архитектора Фреда Хадсона, чье имя вошло в историю яхтинга. Лодки бренда отличаются хорошей планировкой с детальным вниманием к эргономичности и большими размерами жилого пространства. При высокой скорости на катерах понижены шумы мотора, звукоизолировано машинное отделение. 55-я - новинка бренда, предшественник ряда длинных яхт, в который войдут лодки 65 и 85 футов длины. Она отличается глубоким V-образным основанием корпуса, стройными линиями и очень разумным дизайном, в том числе трех кают. В интерьере использованы светлое вишневое дерево и голубая кожа. Яхта легко управляется, хорошо «держит море», пробег - 600 миль без дозаправки. Продукция Uniesse экспортируется в Европу, Австралию, вплоть до США.


    Astondoa AS-54GLX

    Лозунг компании – безопасность и технологичность. Дизайн отличается мягко закругленными линиями. Внутреннее оформление - по заказу клиента. Мебель тонкой работы и ценные гобелены создают атмосферу чрезвычайной элегантности. Электроника, которой начинена яхта, управляется дистанционно.

    Купить по-русски

    В мире существует географическая дифференциация продаж яхт тех или иных брендов. Ferretti по праву называют катерами Средиземного моря, Princess предлагаются в основном на севере Европы. Другие - Sunseeker, Fairline, Azimut распространены в самых разных странах. В России представлены все эти бренды, но пять лет присутствия продукции известных производителей яхт в России - слишком короткий срок, чтобы говорить о сформировавшемся рынке. Пока он находится на стадии активной «раскрутки». Например, Sunseeker в нашу страну продано чуть больше десятка. Значительные объемы реализации таких лодок - дело будущего.
    Покупая яхты, россияне ориентируются либо на менее высокую стоимость, либо на красоту, быстроходность, комфорт яхт дорогих брендов. До 90% лодок приобретают москвичи, около 5% - петербуржцы. Яхты этой длины в Санкт-Петербурге стали покупать лишь два года назад. Остальные дислоцируются в Сочи, две - в Новороссийске, и несколько - в регионах (Самара, Саратов).
    Развитие российского яхт-бизнеса затрудняется разными факторами. Во-первых, в России отсутствует система покупки в рассрочку, и дилеры приобретают лодки на свой страх и риск. Поэтому рынок «съедает» только те, которые завезены, а прибыльность этого бизнеса не так высока, как на Западе. Там яхту можно купить с минимальной предоплатой и выплачивать остаток суммы 10-15 лет под 6% годовых. Кроме того, дорогие лодки нужно заказывать заранее, к чему наши покупатели еще не привыкли. Они крайне осторожно относятся к поэтапной оплате в период их строительства. На продажи косвенно влияет и практика предоставления кредитов российскими банками, в частности, высокие проценты на выплаты.
    Во-вторых, вследствие новизны этого продукта в России еще не сложилась соответствующая инфраструктура. До недавнего времени суда было просто негде обслуживать и содержать. Специальные яхт-клубы и марины начали появляться совсем недавно, и их еще недостаточно.
    Третья проблема России – высокие цены на стоянки в яхт-клубах, особенно в Москве. За границей эта услуга в несколько раз дешевле. Вполне логично, что яхтовладельцы предпочитают держать свои не только большие, но и малые яхты за рубежом и летать туда самолетом на выходные.

    Юлия Ростоцкая

    Rambler's Top100