Жажда – ничто, здоровье – все! //14.06.2007

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!

  • Напитки, только утоляющие жажду, уже не в моде

    Сегодня потребители хотят быть уверенными, что, помимо замечательного вкуса, получат от продукта максимум дополнительной пользы. В результате на полках магазинов появились функциональные напитки, призванные удовлетворить запросы тех, кто придерживается здорового образа жизни.


    Концепция функционального питания впервые была сформулирована в Японии в начале 80-х годов прошлого столетия. Согласно японцам, «функциональными» являются напитки, которые содержат природные и органические вещества, обогащены витаминами или микроэлементами, обладают определенными полезными (энергетическими, пробиотическими и т.д.) свойствами. К этой категории специалисты относят энергетики, спортивные или фитнес-напитки, оздоровительные напитки, beauty waters.

    Энергия активной жизни

    В 1982 году австриец Дитрих Матешиц попробовал в баре гонконгского отеля Mandarin местные тонизирующие напитки, и ему пришла в голову идея продвигать нечто подобное на родине. В 1984 году герр Матешиц основал компанию Red Bull GmbH, разработал рецепт и маркетинговую концепцию напитка и через три года стал продавать Red Bull Energy Drink в Австрии.

    Вслед за предприимчивым австрийцем в середине 1990-х свои варианты энергетических напитков стали предлагать и другие производители. Энергетические напитки (Red Devil, Adrenaline Rush, Burn, и.т.д.) отличаются друг от друга по вкусу, но содержат сходный набор ингредиентов и имеют одни и те же эффекты. В частности, энергетические напитки предлагают избавиться от усталости и сонливости, поднять тонус и обрести бодрость.


    В России рынок энергетических напитков стал формироваться в конце 1990-х. Сейчас он сформирован только в Санкт-Петербурге и Москве. Интересно, что в Питер энергетики пришли раньше, чем в Москву: это объясняется менталитетом питерцев, их большей склонностью к западной моде. В мегаполисах растет интерес к напиткам сегмента премиум, к которому относятся энергетики. В 2002 году жители Москвы и Петербурга выпили, по подсчетам компании AC Nielsen, 3–5 миллионов литров энергетических напитков на сумму 10–15 миллионов долларов.


    Напитки, повышающие тонус, активно продвигаются производителями на дискотеках и в ночных клубах. На знаменитом танцевальном острове Ибица практикуется продажа энергетиков целыми гроздьями, с примотанной к ним изолентой бутылкой виски.

    Баночки с тонизирующими напитками также можно обнаружить и в тренажерных залах. В основном энергетические напитки рекомендуются инструкторами групповых занятий перед кардиотренировками (аэробикой, беговой дорожкой, велотренажерами).
    В последнее время энергетики вызывают целый ряд нареканий. Их обвиняют в том, что они вызывают привыкание, действуют как допинг, что они вредны, в особенности после серьезных физических нагрузок. Они противопоказаны детям и беременным женщинам, а также людям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями.


    Тем не менее, заслуги господина Матешица нельзя недооценивать, ведь именно он своим новаторским продуктом и создал новый сегмент на рынке напитков, «подсадив» на него значительную часть человечества, включая спортсменов и болельщиков: сегодня, например, футбольный клуб Real Madrid выпускает одноименный энергетический напиток.

    Спортивно ориентированный
    Физическая активность становится образом жизни. Все больше людей после работы (учебы) отправляется в фитнес- и спортзалы и занимается своими фигурами и здоровьем. Многих из них приводит в эти залы мода на здоровый образ жизни. Тем не менее, результаты очевидно положительны: подтянутых и «накачанных» представителей обоего пола стало явно больше.

    И с течением времени они вкладывают в свой новый образ жизни все больше средств, покупая качественную спортивную одежду, обувь, специальные напитки.


    Неудивительно, что представители пищевой и спортивной индустрии не могли не заметить этих тенденций и не выпустить на рынок продукты, помогающие делать все «быстрее, выше, сильнее». Речь в данном случае идет о спортивных напитках.


    Такие напитки способны восполнять потери воды во время тренировки. О необходимости такого восполнения сказано уже много: даже легкая жажда указывает на потерю организмом 0,5–1% веса тела. Потеря же 2% веса уже приводит к снижению объема крови, что усложняет работу сердца. В свою очередь, это означает появление проблем с температурой тела и функционированием мышц. А это – усталость и снижение выносливости и работоспособности.


    Для предупреждения такого эффекта многие спортивные напитки содержат углеводы и электролиты. Во время сильных физических нагрузок мышцы используют углеводы в качестве источника энергии; с их помощью организм также может поддерживать уровень глюкозы в крови. Электролиты же способны влиять на чувство жажды, возмещать потерю солей, вызванную усиленным потоотделением и снижать риск обезвоживания.

    Другие преимущества энергетических напитков – возобновление сил после активных физических нагрузок, стимулирование работы мозга (за счет кофеина), а также наличие большого количества аминокислот и фосфолипидов. Стимулирующими добавками также выступают комплексные протеины и липотропный комплекс, в состав которого входят L-карнитин – аминокислота, принимающая участие в обмене жирных кислот – и микроэлемент хром, регулирующий обмен жирных кислот и холестерина. А входящие в состав напитков фосфолипиды способствуют повышению выносливости и быстрому восстановлению организма после интенсивных нагрузок.


    Карнитин (витамин Вт) содержится в мышечной ткани. Во время интенсивных физических нагрузок он оказывает вспомогательное действие при сжигании жиров и обеспечении мышц энергией. Благодаря карнитину улучшается работа сердца, возвращаются силы, улучшаются обменные процессы в клетках. Весь комплекс компонентов в спортивных напитках сбалансирован таким образом, чтобы сделать их легкоусваиваемыми для организма.


    Как уже было сказано выше, основными «энергетическими компонентами» в спортивных напитках являются углеводы, в виде глюкозы, сахарозы, фруктозы. Многие спортсмены, например марафонцы, пьют такие напитки во время соревнований, т.к. большое содержание глюкозы и сахарозы приводит к «всплеску» уровня сахара в крови, а значит, к временному выбросу большого количества энергии.

    Однако для людей, приходящих в спортзал для избавления от лишних килограммов, подходят далеко не все энергетические напитки, т.к. углеводы могут сильно повредить процессу похудения.


    Недавно немецкая компания «Палатинит» представила на российский рынок новый функциональный углевод – палатинозу, который является альтернативой глюкозе и сахарозе в функциональных напитках. Он повышает спортивную выносливость, не нанося вреда атлету. Палатиноза обеспечивает постепенное и продолжительное освобождение энергии и предотвращает резкий скачок уровня сахара в крови.

    Вода для жизни
    Функциональная вода, или beauty waters – это питьевая бутилированная вода с добавлением коэнзима Q10, l-карнитина (вещество, которое повышает выносливость при физических нагрузках и улучшает усвоение жира организмом на энергетические цели), а также керамида. Такая вода ориентирована на женщин, следящих за своим здоровьем, контролирующих вес и придерживающихся здорового питания.


    Пионерами здесь опять выступили японцы. Недавно была запущена функциональная вода Coca-Cola Coenzyme Q10. Компания Dydo Drinko Inc’s Supplement представила напиток Water CoQ10. В России аналогов подобным продуктам пока нет.


    Как утверждают специалисты, будущее – именно за функциональными напитками. В этом случае главное – удовлетворить потребности человека. А новые идеи все чаще и чаще поступают на мировой рынок. Так, например, в Германии вышло функциональное пиво для женщин, которые любят посидеть с бутылкой любимого напитка, наблюдая за игрой любимой футбольной команды.


    Кто они – потребители функциональных коктейлей?

    Целевую аудиторию продукта составляют мужчины и женщины от 25 до 40 лет с высшим образованием, стабильным заработком. У них интересная, высокооплачиваемая работа, требующая больших интеллектуальных затрат. Они энергичны, продвинуты, следуют последним веяниям моды, следят за красотой и здоровьем, делают свой выбор в пользу здорового образа жизни. Они успешны, обладают высоким интеллектом, дорожат своей индивидуальностью, имеют собственную, ярко выраженную жизненную позицию.

    По материалам журнала Soft Drinks International и сайтов:
    http://www.foodsmarket.info/ и http://www.springwise.com

    Мнение эксперта
    Наталья Калинченко – врач-диетолог-эндокринолог, к. м. н., ГУ ЭНЦ РАМН, консультант экосупермаркета «Грюнвальд»:
    Полезность функциональных напитков зависит от возраста, количества напитков и сопутствующих заболеваний. Людям преклонного возраста, а также людям, страдающим артериальной гипертензией, я бы советовала воздержаться от их употребления, так как кофеин повышает артериальное давление.


    Людям с повышенным весом пить спортивные напитки без соответствующей физической нагрузки тоже не рекомендуется. А в целом чрезмерное увлечение энергетическим напитками не рекомендуется никому, так как они являются стимуляторами, а гиперстимуляция организма может закончиться истощением резервных его сил.

    Автор текста Елена Быкова

    Rambler's Top100