Новый взгляд на вертикальный взлет //26.05.2009

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!

  • С каждым годом вертолет, как инструмент бизнеса, все прочнее укрепляет свои позиции. Поэтому немудрено, что все ведущие вертолетостроительные компании интенсивно наращивают производство широкого спектра винтокрылой техники. И наряду с выпуском серийных моделей постоянно проводятся летные испытания и сертификации новых вертолетов.

    Вертолеты от Дома Versace с китайским акцентом

    В Старом Свете новейшие разработки ведут практически все крупнейшие производители. И им уже есть чем похвастаться. Так, о создании новой модели AW119 Koala Enhanced (Ке) – модернизированном варианте вертолета Koala – итальянская компания AgustaWestland объявила еще во время авиационного салона Heli-Expo 2006. Уже через год вертолет прошел сертификацию Федеральной авиационной администрации (Federal Aviation Administration, FAA) США и Европейского агентства по авиационной безопасности (European Aviation Safety Authority, EASA).

    Основная модернизация коснулась двигательной установки: были заново спроектированы лопасти ротора, уменьшен расход топлива на крейсерском режиме (257 км/ч). Максимальная скорость полета улучшенной версии возросла до 282 км/ч, а дальность полета – до 1013 км, что очень неплохо для легкого вертолета.

    Изменения коснулись и интерьера, который теперь представляет собой модульную конструкцию.

    Менять можно практически всё, включая количество и расположение кресел. В базовой конфигурации в салоне расположены два ряда аккуратных глубоких трехместных кресел. Еще одно пассажирское место находится рядом с креслом пилота.

    Удобные двери и широкие иллюминаторы облегчают посадку и обзор. Багажное отделение разделено на два отсека: к одному возможен доступ непосредственно из салона, во второй можно попасть, лишь находясь на земле. Комфорт в салоне обеспечивают системы кондиционирования и подогрева воздуха, а также устройства, приглушающие вибрации корпуса. Помимо стандартной авионики вертолет оснащен системой, сигнализирующей о полете в непосредственной близости от линий электропередачи. А кроме обычных полозьев на Koala установлены еще и надувающиеся поплавки – для аварийной посадки на воду.

    Поставки AW119 Ke начались в 2008 году, и одним из первых владельцев этого вертолета с салоном, созданным домом моды Versace, стал россиянин – генеральный директор строительной компании «Сапсан» Сергей Шмаков. Не менее интересна и разработка другого европейского гиганта вертолетостроения. Правда, работа над ней ведется с азиатским партнером. Новый двухмоторный вертолет EC-175 разрабатывается совместными усилиями конгломерата Eurocopter и китайской компании Harbin Aircraft. Каждая из сторон инвестировала в развитие проекта по 300 миллионов евро. Первый полет EC-175 (в китайской сборке именуется как Harbin Z-15) состоялся в 2008 году, а его полная сертификация запланирована на 2011 год. По оценкам экспертов, он станет главным конкурентом среднего вертолета AW139 производства компании AgustaWestland, который занимает лидирующие позиции в классе шеститонных вертолетов.

    В ходе разработки проекта китайская сторона взяла на себя ответственность за производство корпуса, несущих винтов, привода хвостового винта, рулевого управления и топливной системы геликоптера, а компания Eurocopter занялась созданием коробки передач, хвостового винта, гидравлики и бортовой электроники.

    Европейская сторона также будет проводить летные испытания вертолета. Под эгидой совместного европейско-китайского предприятия будут налажены две производственные линии: одна – в провинции Маринан (Франция), а другая – в городе Харбин (Китай). Новая модель EC-175 оснащена двумя турбовальными двигателями PT6-67E от компании Pratt & Whitney Canada. Управление полетом будут осуществлять два пилота, и машина сможет перевозить до 16 пассажиров.

    Сделано в USA

    Американские производители по праву считаются лидерами мирового вертолетостроения. И они это доказывают, постоянно создавая и разрабатывая новейшие и интереснейшие аппараты вертикального взлета. Подтверждением может служить, наверное, самый успешный в истории производитель – компания Robinson, которая в марте 2007 года представила свою принципиально новую модель – пятиместный вертолет R66.

    Эта многоцелевая машина, в первую оче- редь, предназначенная для ведения бизнеса и дальних перелетов, составит конкуренцию Bell 206 и Eurocopter EC120 Colibri. Модель R66 по безопасности и конструкции коробки передач не намного отличается от своего предшественника, модели R44, но за счет своей турбины является намного работоспособнее. Специально для нового вертолета компания Rolls-Royce разработала облегченный вариант своего двигателя Model 250с мощностью в 300 л.с. – RR300.

    Moдель R66 вобрала в себя все самые лучшие качества предшественника, став намного сильнее его физически, имея одно дополнительное сиденье и расширенное багажное отделение, которое находится под двигателем и позади сидений. Robinson на сегодня еще не объявил точную дату серийного производства модели R66, но, по информации из разных источников, первые машины появятся уже в этом году, а в продажу поступят в 2010-м. А вот когда пойдет в «серию» еще одна уникальная разработка, пока не известно. Но «путевку в жизнь» она уже получила.

    На международной выставке Heli- Expo 2008 компания Sikorsky показала новый вертолет-демонстратор Х2. Еще в 2005 году компания Sikorsky Aircraft приступила к разработке «самого быстрого вертолета».

    Задача оказалась непростой, и аппарат под названием X2 Technology Demonstrator появился только теперь. По существу, это гибрид вертолета и самолета – достаточно взглянуть на его форму и расположение винтов: двух подъемных – противоположного вращения, и одного – «толкающего» в хвосте. Каждый из несущих роторов обладает четырьмя лопастями, а толкающий – шестью. Все они работают от одного двигателя, характеристики которого пока не уточняются. X2 способен разгоняться до 474 км/ч. В дальнейшем, по сообщению компании, может быть создана модель с двумя моторами.

    Специально разработанные лопасти имеют более высокое отношение подъемной силы к сопротивлению, нежели лопасти винтов в обычных современных вертолетах.

    За счет этого улучшаются аэродинамические показатели. При этом новинка обладает хорошей управляемостью и на невысоких скоростях, не уступая в этом традиционным геликоптерам.

    Это подтвердил первый полет опытного X2, состоявшийся в конце августа 2008 года. Что ж, как видим, работа над созданием новейших моделей винтокрылов ведется по всему миру. Остается только надеяться, что нынешние непростые времена не повлияют на их продвижение на рынок. Впрочем, за спадом всегда следует взлет…

    Дмитрий Гнатенко


    Rambler's Top100