«Младшие» в семействе реактивных //26.10.2007

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!

  • Легкие джеты, light jets – одно из эффективнейших «орудий бизнеса» развитых стран. Данная категория очень разнообразна. Это небольшие практичные самолеты, идеально подходящие для непродолжительных перелетов.

    Наиболее известные производители в представляемом классе самолетов – компании Bombardier Aerospace (Канада), Cessna Aircraft и Raytheon Aircraft (США). Видимое преобладание в данном сегменте рынка американской техники исторически обусловлено.

    Ведь именно Соединенные Штаты активно используют деловую авиацию для частного бизнеса, составляющего основу экономики страны. А самолеты типа light jets идеально подходят для решения таких задач.

    Bombardier Learjet 45 XR


    Такое утверждение в полной мере относится к одному из самых популярных самолетов данного класса – Learjet 45 XR. Компания Bombardier впервые представила публике свой легкий реактивный бизнес-джет в июле 2002 года.

    Он стал развитием самолета Bombardier Learjet 45, созданным для обеспечения лучшего соотношения «полезная нагрузка – дальность полета» через повышение характеристик двигателя и увеличение до 454 кг максимального взлетного веса. Например, Bombardier Learjet 45 XR будет способен перевозить 8 пассажиров на длинных маршрутах, таких как Лос-Анджелес – Атланта, Москва – Мадрид или Каир – Париж.


    Bombardier Learjet 45 XR оборудован турбореактивными двигателями Honeywell TFE731-20-BR, обеспечивающими самолет отличными характеристиками в жаркие дни и на больших высотах. Стандартная бортовая электроника включает в себя интегрированную электронную систему управления Honeywell Primus 1000.

    Вся полетная и навигационная информация отображается на четырех больших – 20х18 см – экранах EFIS (электронная пилотажно-навигационная система), которые также отображают информацию системы контроля двигателей и предупреждения экипажа (EICAS).


    Не оставляет равнодушным и салон самолета. Округлый интерьер Bombardier Learjet 45 XR был специально разработан, чтобы обеспечить комфорт и функциональность при перелетах на небольшие расстояния.

    Длина салона в 6,0 м сочетается с овальным поперечным сечением салона 1,50 м в высоту и 1,55 м в ширину. Стандартные двойные клубные кресла, ровный пол, – все это обеспечивает комфорт салона с посадочными местами для 8 пассажиров. Стоит также упомянуть, что улучшенный интерьер имеет кресла на 5 см шире обычных, с дополнительными 15 см пространства для ног.

    Hawker 400 XP


    Компания Raytheon Aircraft также активно осваивает нишу легких реактивных самолетов. И, пожалуй, по их производству является одним из лидеров на мировом рынке. Это подтверждают и последние разработки компании. Одна из них – Hawker 400 XP – модификация Beechjet 400A.

    Впервые потенциальные покупатели смогли его увидеть в Женеве на выставке самолетов бизнес-авиации EBACE-2002. И он сразу же стал востребованным. Что, впрочем, неудивительно, так как Hawker 400 XP обзавелся современным навигационным оборудованием, системами контроля, эргономичным салоном.

    В стандартную комплектацию самолета было включено оборудование, ранее устанавливаемое только по выбору: TCAS II, реверс двигателя, аварийный радиомаяк. К тому же владелец получал пятилетнюю гарантию на планер. «Мелочь», но приятная.


    Салон самолета, небольшой, но его можно разделять на зоны. К примеру, на два отсека. Первый отсек можно оборудовать для деловых совещаний – с мягкими креслами, диваном и столиком. Вторую часть салона можно превратить в зону отдыха, установив несколько мягких кресел, где пассажиры могут отдохнуть и набраться сил перед предстоящей работой.


    Что же касается самих полетов, то Hawker 400 XP является оптимальным вариантом для совершения непродолжительных перелетов, например, Москва – Санкт-Петербург, Москва – Рига, Москва – Мюнхен или Женева и перевозки небольших групп пассажиров (до 7 человек).

    Cessna 560 Citation Encore+

    И конечно, рассматривая класс легких реактивных самолетов, невозможно обойти вниманием такого известнейшего производителя, как Cessna Aircraft. Уникальный набор качеств сделал самолеты Cessna семейства Citations незаменимыми в корпоративных перелетах между крупными административными центрами и отдаленными районами, а также районами с неразвитой инфраструктурой и неидеальными условиями для полетов.

    Самолет Cessna неприхотлив и надежен, способен мириться с плохим качеством взлетно-посадочных полос и прочими неудобствами, обеспечивая при этом максимально возможный комфорт. Все это в полной мере относится и к легкому реактивному административному самолету Cessna 560 Citation Encore+.


    Модифицированный Encore+ отличается в который раз уже увеличенной мощностью двигателей Pratt & Whitney Canada PW535B, уменьшенным на 15% удельным расходом топлива, возросшей за счет этого взлетной массой и новым комплексом авионики Collins Pro Line 21.

    У самолета увеличили вместимость топливных баков и поменяли конструкцию шасси, благодаря чему касание при посадке стало существенно мягче. Резиновые протекторы пневматической противообледенительной системы на передней кромке крыла уступили место тепловой ПОС, более стойкой к повреждениям. Cessna 560 Citation Encore+ – самолет чисто деловой, без лишней роскоши.

    Салон Encore+ позволяет с комфортом разместиться 7 пассажирам. Фюзеляж абсолютно типичный: туалет в задней части салона и два багажника – один традиционный, за туалетной комнатой, а другой «фирменный», в носовом обтекателе впереди пилотской кабины.


    Небольшие, но практичные, функциональные и, самое главное – скоростные самолеты завоевывают все большую популярность среди бизнесменов, которым необходимы частые и мобильные передвижения на малые расстояния.

    Об этом говорит и статистика. Так, по данным аналитиков компании Honeywell Aerospace, на период до 2014 года рынок перспективных моделей авиатехники различных производителей в классе light & light medium составит 2350 единиц. А это, учитывая ее специфику, совсем не мало.

    Rambler's Top100