Леонид Быков (Президент клуба «АвтоАмерика») //01.12.2005

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!

  • Леонид Быков (Президент клуба «АвтоАмерика»)

    Построить яхту самому показалось гораздо заманчивее и интереснее

    Мечтали ли вы в детстве стоять за штурвалом яхты и на полных парусах совершить новые географические открытия? Подобно герою Олега Даля, Крестовскому, идти на поиски таинственной Земли Санникова? Настало время исполнения желаний.
    Московские акватории заполонили иностранные яхты. Практически в любом яхт-клубе, в любой марине легко можно проследить географию мирового яхтостроения. Рядом с американскими лодками стоят шикарные итальянские, чопорно красивые английские суда, редкие голландские. Размер разнится на несколько десятков метров: от 5–7-метровых катеров до 35-метровых мегаяхт. Но редко где встретишь что-нибудь поистине уникальное.

    Леонид Быков, кинопродюсер, президент клуба «АвтоАмерика», не пошел проторенным путем и не стал приобретать яхту со знаменитой верфи. Построить яхту самому показалось гораздо заманчивее и интереснее.

    На постройку ушло два года. Строилось судно в России, в конце октября этого года его спустили на воду. Идея судна сформировался под впечатлением от образа американских паровых яхт времен войны Севера и Юга (этим и объясняется флаг Конфедерации на корме). Это была эпоха, когда пар только стал вытеснять парус. Двухмачтовое судно с названием «Заря» и алыми парусами так же легко ходит и под двигателем, развивая скорость до 10 узлов. Нос «Зари» украшает фигура крылатой русалки. Каждая деталь несет не только декоративный, но и практический смысл.

    Леонид, почему возникло желание строить самому? Что подвигло обратиться именно к постройке такого оригинального проекта?

    Яхтенный мир в России переживает бурные времена. Все эти першинги, сансикеры, ривы и им подобные, мне кажется, смотрятся на наших акваториях, как… вставные челюсти. На мой взгляд, их полированная белизна резко диссонирует со среднерусским пейзажем за пределами МКАД. И потом, обладать яхтой стоимостью от нескольких тысяч до нескольких миллионов долларов, стало приметой времени... Как в свое время были толстые золотые цепи на шее и 600-е «Мерседесы». В «Заре» для меня воплотились многие детские мечты, время, когда я зачитывался приключениями Тома Сойера. После долгих поисков приобрел старенький баркас, с которого и начал постройку, предварительно до основания все разрушив, оставив только корпус.

    В процессе строительства с какими трудностями пришлось столкнуться?

    Трудностей было, на самом деле, так много, что есть смысл остановиться лишь на нескольких. Поиск стилеобразующих элементов, изучение истории, дизайна, ведь стилистика XVIII века накладывала определенные обязательства. Приходилось искать мастеров-краснодеревщиков, канатовязальщиков и изучать парусное вооружение позапрошлого века. Долго мучились с русалкой на носу. Проблемы были такого рода: как у русалок кожа переходит в чешую и каких размеров должны быть крылья у человека? Познакомился с орнитологией, древней иконописью. В-третьих, не в каждый яхт-клуб поставишь «Зарю». Я выбрал яхт-клуб «Строгино», место, где предпочтение отдается не престижности бренда, а внутреннему духу, прежде всего, где есть деликатный, интеллигентный вкус.

    Почему таким именем вы окрестили яхту?


    Тут все более чем просто. Так в переводе звучит имя той женщины, чей образ вы видите в носовой части, во имя которой и была построена яхта. На паровой яхте с таким же названием Эдуард Толль, реальный, а не литературный русский путешественник. В 1902 году отправился в русскую полярную экспедицию на поиски северного Эльдорадо – мифической Земли Санникова. Поэтому, когда я стою за штурвалом, мне часто приходят в голову зацепинские строчки «Есть только миг…» И, наконец, название должно четко и разборчиво звучать по рации.

    В свое время, работая в конструкторском бюро завода им. Сухого, Леонид мечтал поставить рекорд скорости на воде. Потратив восемь лет, построил катер, оборудовав его реактивным двигателем, собранным из трех списанных реактивных турбин. Во время испытания ополоумевшая стрелка 150-километрового спидометра сделала несколько кругов и сломалась. Через несколько секунд прогремел взрыв: отсутствие опыта в обращении с подобными двигателями чуть не стоили жизни изобретателю. А рекорд? С уверенностью трудно говорить, но на 200 км/ч, на взгляд Леонида, вполне можно было претендовать.

    В молодости вы мечтали о рекордах скорости на воде, а теперь вам достаточно 10 узлов?


    Быстро нестись по воде хорошо, не спорю, но вопрос – с какой целью? Я был двукратным чемпионом страны по гонкам на катерах, имею разряд мастер спорта. Так что для меня все это уже в прошлом. Да и на московских водоемах особо не погоняешь. Иметь яхту за границей я не хочу. Буддизм учит: перемещаться в пространстве надо неспешно. И я согласен с этим, нужно иметь возможность насладиться окружающей природой, закатом или рассветом... да и чтобы, в конце концов, рюмочка, дрожа, не съезжала на край стола.

    Вы, как известно, основали клуб «АвтоАмерика», а вот что привело к яхтам?

    Ну, это любовь с детства. В два года мой отец впервые прокатил меня на лодке с мотором. Помню, лет в 5 я уже рисовал катера. Начиная с класса 6-го собирал модели кораблей, яхт. С этого же возраста я практически наизусть изучил все номера журнала «Катера и яхты», с первого и до тех номеров, пока он не превратился в глянцевый каталог.

    На «Заре» предусмотрено четыре паруса, алых. С этим тоже связаны какие-то воспоминания, впечатления из детства?

    Вы наверняка хотите услышать какую-нибудь историю про Александра Грина, Ассоль и прочее? Разочарую. Я купил баркас, послуживший основой для «Зари», уже с этими парусами. Я ни разу не ходил под парусами.

    Работая главным конструктором в НИИ Спецтехники МВД СССР, Леонид Быков был автором быстроходных катеров и аппаратов на воздушной подушке. Уверенно гордится катерами «Арал», «Апач», «Барс», «Сибирь», которые получили широкое применение в народном хозяйстве. Настоящей вершиной своей работы в этой области по праву считает катер «Шериф» – прибрежный перехватчик, который можно доставлять до нужного места на вертолете и сбрасывать на воду. Во время испытаний два «Шерифа» по диагонали пересекли Каспийское море при шторме с волной высотой 3,5 метра, при этом средняя скорость перехода составила 78 км/ч. «Шериф» заслужил высшие похвалы не только в нашей стране: катера использовались охраной первого президента России; авторитетное издание, журнал James, признал «Шериф» лучшим судном данного класса в 1990 году, береговая охрана США закупила два катера в 1991 году.

    Два года напряженной работы и наконец – момент спуска на воду. Откровенно говоря, были сомнения? Вдруг опять ошибка в расчетах?

    Во время спуска на воду пришлось пережить самый драматичный момент. Мы разбили бутылку шампанского о борт, стали спускать на кране в воду, и тут яхта, едва очутившись в воде, начала крениться на бок. Я лично перенес на яхту и уложил под пайолы полторы тонны чугунных чушек, выравнивая ее. К счастью, все обошлось. Но в тот момент мне стало страшно. За время постройки она стала частью меня, стала живой, почти как автомобиль в известном американском культовом фильме. «Заря» подчас сама себя защищала – например, стоило одному нерадивому работнику схалтурить, и он тут же упал с лестницы.

    Ваш проект настолько уникальный, что вряд ли мы увидим где-нибудь и когда-нибудь что-то подобное…

    Спасибо. Вы не правы: следующей весной я планирую спустить на воду еще шесть своих проектов: 16-метровая королевская паровая яхта XIX века, гамбургский буксир начала XX века, быстроходный катер 20-х годов и три яхты а-ля «Заря». Дело в том, что я не остановился на постройке своей яхты. Начал думать и работать над другими проектами. Мои знакомые, увидев «Зарю», тоже загорелись мыслью сделать что-нибудь подобное. Я предложил им свои наработки – и в результате следующим летом, надеюсь, мы увидим небольшую флотилию старинных судов на акватории Серебряного Бора. Идет работа над более масштабным проектом – знакомый пожелал построить судно в стилистике старинных американских колесных пароходов времен Марка Твена и сделать из него банкетный корабль, ходящий по Москве-реке.

    Вы этим себе на жизнь зарабатываете?

    Не только и не столько этим. Сейчас я занимаюсь продюсированием нового фильма. Это мое основное занятие. А яхты? Это скорее способ самовыражения и самоутверждения. Я испытываю такое блаженство, сродни экстазу, когда результат моей работы начинает жить своей жизнью. Один из самых крупных проектов, выполненных мной на данный момент – постройка мегаяхты из судна на подводных крыльях «Метеор». В последние три месяца перед спуском на воду я спал часа три-четыре в сутки. Это нечеловеческое напряжение было вознаграждено с лихвой, когда все закончилось и теперь уже мегаяхта «Верный» рассекает просторы великой русской реки. Это здорово!.

    Постройка современного «Метеора» заняла полгода. Много времени ушло на поиск исходной документации. Проект судна был разработан в 1959 году, и не осталось не только проекта, но и авторов. Неудивительно, что поиск затянулся. Техническая часть катера полностью была заменена: новые двигатели, новейшие системы и оборудование. Вообще работа началась с «голого» корпуса, заваленного слоем снега. Пожелания заказчика предусматривали принципиальные изменения конструкции судна, влияющие на прочность корпуса. В итоге получилась современная прогулочная яхта. Уровень комфорта на ней может поспорить с выдающимися западными верфями. Имеются спальные каюты, просторный салон, камбуз, гальюны, помещения для персонала и охраны, кринолины для хранения гидроциклов и швартовки небольших судов, открытая площадка для отдыха в кормовой части.

    Леонид, хотелось бы узнать ваш взгляд на развитие российского яхтинга, определение тенденций в яхтостроении.

    В свое время Россию наводнили огромные джипы. Прошли годы, и рынок джипов занял свою нишу – их теперь процентов десять. Так же и с яхтами: американские, итальянские и английские, они со временем займут свое место, люди будут покупать, строить то, что им самим нравится, а не гнаться за модными брендами. Ведь тут уже стоит вопрос вкуса, который вырабатывается со временем. Тем более, что рано или поздно каждый из нас стремится в свое детство, а оно всегда в стиле ретро...



    Rambler's Top100