Александр Котенков (глава Всероссийской федерации парусного спорта) //16.02.2005

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!

  • Александр Котенков (глава Всероссийской федерации парусного спорта)

    Сказываются стереотипы советских времен: парус – это занятие либо для богатых бездельников, либо для спортсменов. Мнение такое глубоко ошибочно...


    Александра Котенкова в нашей стране хорошо знают как политического деятеля. Но кроме государственной работы Котенков занимается деятельностью общественной – он возглавляет Всероссийскую федерацию парусного спорта. Стоит добавить, что Александр Алексеевич не только руководит этой общественной организацией, но и сам активно ходит под парусом, принимает участие в гонках.
    В конце 2004 года на отчетно-перевыборной конференции Александр Котенков был переизбран на второй президентский срок. Наш журнал поздравил Александра Алексеевича с этим событием и задал несколько вопросов о российском яхтинге.

    Александр Алексеевич, Вы руководите Федерацией парусного спорта с начала нового тысячелетия, но ходите на яхтах уже давно. Как Вы оцениваете современное развитие яхтинга в России?

    Прежде всего, сразу уточню, что под словом "яхта" лично я подразумеваю только парусную яхту. Моторные лодки – это совершенно отдельный разговор. Парусный спорт – уже сложившееся словосочетание, тем не менее парус не только и не столько спорт. Парус – это образ жизни.
    В советские времена действительно развивалась только спортивная составляющая. Личная собственность не должна была "отягощать" строителя коммунизма. Автомобиль, как известно, был не роскошью, а средством передвижения. Естественно, такой буржуазный символ, как яхта, не вписывался в рамки советского образа жизни. Яхтсменов готовили только для достижения спортивных результатов на зарубежных чемпионатах. Главной целью была Олимпийская медаль.
    Парусный спорт во всем мире развивался и развивается совсем по другим принципам, став неотъемлемой частью жизни огромного количества людей, с самого детства и до глубокой старости. А в результате погони за медалями в нашей стране с ее большими водными акваториями, огромными потенциальными возможностями, фактически отсутствует сама культура яхтинга.
    Конечно, у нас есть замечательные яхтсмены. Но парадокс в том, что за рубежом их знают лучше, чем на Родине. Прекрасный пример тому Виктор Языков. Он был признан яхтсменом года в Америке. Там его встречали как героя после кругосветной гонки одиночек, во время которой Виктор прооперировал себе сам воспаление на руке, но не сошел с дистанции. Об этом писали все средства массовой информации… кроме российских.

    А почему в России яхтинг находится в зоне молчания?


    Сегодня общество еще не чувствует заинтересованности в этом. Сказываются стереотипы советских времен: парус – это занятие либо для богатых бездельников, либо для спортсменов. Мнение такое глубоко ошибочно, но должно вырасти новое поколение, которое увидит, что весь цивилизованный мир ходит под парусами. И тогда регаты будут у нас не менее популярны, чем футбольные матчи. Время это скоро придет.
    Достаточно посмотреть на развитие яхтинга, например, в Германии. Страна находится в том же климатическом поясе, что и мы, выход имеет только к Балтийскому и Северному морям. Но в выходные дни все внутренние водоемы и прибрежные акватории буквально покрыты парусами. Я был на небольшом озере, недалеко от Мюнхена. По размеру и даже по конфигурации – это копия подмосковного Пестовского водохранилища. В Германии на этом озере расположено 30 яхт-клубов и базируется 30 тысяч парусных яхт. В одной Баварии в парусной федерации состоят 330 тысяч яхтсменов. Число членов Всероссийской федерации парусного спорта сильно увеличилось за последние годы и сегодня составляет 36 тысяч человек. Это одно из самых массовых спортивных общественных объединений в стране, но всего лишь десятая часть от парусной организации одной из шестнадцати земель Германии.

    Но развитие моторного флота, особенно на подмосковных водоемах, в последние годы опережает показатели Европы…

    Я считаю, что это еще одно свидетельство недостатка яхтенной культуры. Ведь парус требует от человека больше знаний, опыта и времени. Этому надо учиться достаточно долго и лучше всего – с детства. Управление моторным катером намного проще. Но тому, кто освоит "хорошую морскую практику", парусная яхта дает несоизмеримо больше.
    Кроме того, парус – это самый экологически чистый спорт и отдых. На многих внутренних водоемах Европы моторные катера вообще запрещены.
    Я умею управлять моторным судном, и если мне надо быстро попасть, например, из Сочи в Ялту, то это иногда лучше сделать на катере. Но отдыхаю я только под парусами. За две-три недели я могу побывать на всех черноморских курортах России и Украины. И главное – за это время я получаю колоссальный заряд энергии. Вернувшись из плавания, я ловлю себя на том, что читаю газету без очков. Вряд ли кто-либо может сказать что-то подобное после прогулок на моторной яхте.

    Известно, что в Советском Союзе развивались в основном олимпийские классы парусных яхт. Что происходит сегодня?

    Для гармоничного развития нужны все классы яхт, начиная с детских Оптимистов. Это очень распространенные во всем мире парусные лодки для детей с 6–7 лет. На них проходят, пожалуй, самые массовые национальные и международные чемпионаты. Строят их по всему миру, и стоимость гоночного Оптимиста составляет около тысячи евро. Сумма, скажем так, не сумасшедшая, но я, как президент федерации, продвигал идею строительства в России тренировочных, более дешевых лодок. Если ребенок может и хочет участвовать в мировых первенствах, его надо пересаживать на гоночный вариант, а научиться можно и на лодках 2-го дивизиона. Сейчас в Санкт-Петербурге такие Оптимисты, которые в два раза дешевле мировых аналогов, начали строить. Хочется верить, что и детских парусных школ у нас скоро станет много больше.
    Но я уверен, что локомотивом, который движет яхтинг вперед, являются крейсерские яхты, на которых можно отдыхать с семьей и друзьями, а можно и участвовать в регатах. Сегодня крейсерское плавание в России получает все большее развитие. Активно работает вторичный рынок парусных яхт, есть несколько собственных проектов.
    В Таганроге мы налаживаем серийный выпуск 42-футовых яхт океанского класса. Это – самая большая и, естественно, самая дорогая российская модель.
    Первая лодка была спущена на воду в сентябре 2004 года и прекрасно прошла все ходовые испытания, вплоть до шторма в восемь баллов.
    Само строительство во многом уникально для России. Начнем с того, что проект новой яхты был заказан у лучшего мирового дизайнера – Брюса Фарра. Это человек, который проектирует гоночные яхты для Кубка Америки и круизные варианты для самых известных мировых верфей, например для французской компании Beneteau.
    Естественно, что новая яхта отвечает всем мировым стандартам и имеет прекрасные ходовые характеристики. Все материалы для производства были закуплены в Новой Зеландии на заводах самого Фарра. Наши мастера прошли на его верфи обучение, стажировку и получили сертификацию.
    Углепластиковая мачта для новой яхты изготовлена в Англии, кевларовые паруса – в Америке. Так что стоимость в 260 тысяч евро полностью укомплектованной лодки вполне оправдана. Надо сказать, что тот же проект реализуется еще одной верфью в Испании, но у них цена яхты получилась около 400 тысяч евро. Так что российские яхты становятся вполне конкурентоспособными на мировом рынке.

    На какие акватории рассчитаны эти яхты?

    Для внутренних водоемов 42-футовик слишком велик. Осадка – 2,5 метра, а высота мачты 22 метра – под большинством мостов такая яхта не пройдет. Она предназначена для моря. Первый флот будет Черноморским, но ходить можно и по океану.

    А где на Черном море новые яхты будут стоять? В каких клубах?


    Отсутствие нормальной береговой инфраструктуры, особенно на Черном море, – это еще один больной вопрос российского яхтинга. Конечно, любой человек, покупая яхту, задает вопрос: а где ее держать?
    Развивая в стране крейсерские яхты, нельзя не заниматься и проблемами марин. Сегодня я могу с уверенностью говорить о трех новых проектах.
    Самый глобальный – это строительство пятизвездочной марины в Геленджикской бухте. Под строительство уже выделено 22 гектара земли в центре города. Место для яхт прекрасное – бухта имеет естественную защиту почти от всех ветров, только зимой сюда может заходить волна при сильном южном и юго-западном ветре. От этих волн марину закроют навесные волноотбойники. Небольшая глубина – около шести метров позволяет все причальные сооружения построить на сваях. Рассчитана марина на тысячу яхт.

    В России на Черном море есть такой флот?


    По оценке экспертов, через два года после открытия на места будет очередь. Мы собираемся удерживать такой уровень цен, что к нам придет и Средиземноморский флот. Ведь мало кто ходит на яхте круглый год, европейцам будет выгодно перегонять к нам лодки на зимовку. Тем более что это будет не просто стоянка, а целый комплекс. Центральную часть береговой территории займет отель, его планируется построить в стиле старинной генуэзской крепости. В одной из башен будет расположена станция серфингов, а симметрично ей – станция дайвинга. Отдельный комплекс составят апартаменты класса люкс, с собственными бассейнами во внутренних двориках, закрытыми парковками и прочими прелестями.
    Кроме того, здесь будет расположена детская спортивная школа и школа шкиперов (парусных и моторных). Я уже не говорю о ресторанах, яхтенных магазинах, станции технического обслуживания – все это тоже запланировано.
    Дополнительной территорией станет сам пирс шириной 40 метров, уходящий на полкилометра в море. На нем можно разместить больше сотни небольших парусных лодок во время регат, которые здесь, конечно, будут организовываться.
    Через территорию марины проходит городская набережная. Ее обустройство входит в обязательные условия договора с городом. Таким образом, яхтенный центр станет сердцем Геленджика. Можно сказать, что в этом проекте мы создадим и наглядную пропаганду яхтенного образа жизни, и все условия для него. Здесь будут учиться дети, развиваться олимпийские классы и с полным комфортом стоять большие яхты.
    Будет здесь и так называемая коммерческая застройка – коттеджи можно будет арендовать, а можно и покупать в полную собственность. Главное, что все постройки будут завязаны в единое целое с мариной.
    Вторая новая марина будет открыта в Лазаревской бухте. Здесь на берегу моря жителями Архангельска строится большой дом на 200 квартир. А около него будет современный причал на 250–300 На первом этаже сделают рестораны и магазины, а второй и третий этажи планируются под небольшой отель для яхтсменов. Я думаю, что мало кто из жильцов этого дома устоит перед искушением обзавестись собственной яхтой. И гостей тоже должно быть немало. Так что вложения в марину быстро окупятся.
    Третья марина будет расположена в Анапе. Территория существующего яхт-клуба и прилегающих к нему участков передается в собственность клубу. Это дает возможность для привлечения инвесторов. Анапа – прекрасный город, но, к сожалению, открытый всем ветрам, поэтому здесь развивались только спортивные классы яхт, которые легко «выдернуть» на берег при малейшем волнении. Для строительства настоящей марины нужно сначала вложить средства в волноотбойные сооружения – к счастью, глубины здесь небольшие и защитить бухту можно. Сегодня инвесторы под такое строительство есть. Новая марина сможет принимать около 250 крейсерских яхт.
    Есть еще проекты строительства марины в Сочи. Но подробно об этом я пока говорить не буду.

    Когда планируется открыть новые марины?

    Точной даты я назвать не могу, главное – закончить все юридическое оформление. А бюрократических проволочек в этом деле, поверьте, немало. Территорию для строительства Центрального яхт-клуба Всероссийской федерации парусного спорта в Подмосковье, на Пестовском водохранилище, я не могу оформить уже семь лет. Положительные сдвиги в этом направлении есть, но бумаги до сих пор не подписаны…
    Что касается тех марин, про которые я рассказывал, то "бумажные" вопросы должны быть окончательно решены этой зимой. Если учесть, что для строительства привлекаются и иностранные инвестиции, то думаю, что долгостроем они не станут. Строить быстро и качественно в России уже научились. Современные марины нужны нам как можно скорее.
    Одной из задач строительства яхтенных портов на Черном море является создание единого маршрутного кольца для черноморской "кругосветки". В идеале марины должны быть расположены в пределах дневного перехода друг от друга. Тогда привлекательность Черного моря для туристов и яхтсменов увеличится во много раз. Этот регион уже давно интересует парусный мир, главное – создать необходимые условия. Вот тогда в России начнется яхтенный бум. Все экономически предпосылки для этого есть.
    Я сам уже сорок лет хожу под парусами и знаю, как много может дать человеку увлечение яхтингом. Привлечение людей к этому замечательному занятию стоит тех усилий, которые были и будут затрачены на этом пути.

    Беседовала Алена Богданова

    Rambler's Top100