Алексей Курочкин (Президент компании Premium Yachts) //30.11.2004

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!

  • Алексей Курочкин (Президент компании Premium Yachts)

    Я занимаюсь тем, что люблю

    Алексей Курочкин – президент компании Premium Yachts, начинал свой путь как джазовый пианист. Сегодня сфера его деловых интересов не ограничивается только яхтами. Широкий спектр бизнеса – отражение многогранной творческой натуры. Сам Алексей рассуждает так: "Любой бизнес невозможен без творческого подхода. Но этого мало. У вас должно быть образование, чтобы выстроить бизнес правильно. Вы должны иметь талант. Бизнесмен – это предприниматель, которому нельзя обойтись без творческой импровизации…"

    Алексей Михайлович, концерты, джазовые импровизации, успешная карьера пианиста... Ваш переход из "богемной" среды в другое ментальное пространство – это резкая смена курса или естественный этап развития творческой личности?

    Музыкантом я был очень давно. В тот период жизни это был лучший способ самовыражения. Но затем я понял, что больше реализоваться в музыке, чем это уже есть, я не смогу. А если человек хочет двигаться дальше, развиваться, что-то создавать, но чувствует, что исчерпал для этого имеющиеся возможности, ему нужна иная среда для перехода на новый уровень. Бизнес и явился той средой, в которой я смог самореализоваться.
    Началом моей коммерческой деятельности тесно связано с первым этапом жизни - шоу-бизнесом и музыкой. Можно назвать это своеобразной ностальгией.
    Мне казалось необходимым сохранить свою связь с музыкой, поэтому я занялся продажей профессионального музыкального оборудования. В тот период в России его фактически не было. Первая компания, с которой я начал работать, была «Фендер». Она выпускает гитары, известные во всем мире. Нет смысла говорить об этой фирме подробнее, ее знают даже непрофессионалы. Потом мы расширили ассортимент, привлекая другие компании, занимающиеся музыкальным электронным оборудованием. Так образовался большой бизнес. Мы получили эксклюзивные права на определенные бренды, открыли магазины розничных продаж. На сегодняшний день мы имеем много представительств и магазинов по всей России.

    Однако это было только начало, потом Вы перешли к домашним кинотеатрам…


    К кинотеатрам я перешел не сразу. Сначала была работа с усилителями, проигрывателями, колонками, и только потом появились кинотеатры. Здесь уже можно говорить о стиле «лакшери». Это VIP-техника, которую может покупать только аудитория, имеющая большие деньги. Есть, конечно, кинотеатры и среднего уровня, но к понятию VIP-техники относится та, цена которой доходит до 200 тысяч долларов.

    Алексей Михайлович, мы разговариваем с Вами в помещении Вашего банка. Что для Вас приоритетно – банк или остальной бизнес?


    Первое мое образование музыкальное, второе – экономическое. Я должен сказать, что если человек что-то делает, то должен от этого получать удовольствие. Можно сказать, банк является некоторым инструментом для финансирования моих проектов. Но все-таки это совсем отдельный бизнес. Что касается приоритетов, то я уверен, что любой бизнес - это приоритет №1. Если чему-то уделять меньше внимания, то дела пойдут вниз. Хотя у каждого бизнесмена, безусловно, есть то, к чему его душа лежит больше всего - самая любимая игрушка. Для меня это - яхты.

    Как Вы заболели яхтами?

    Какое-то время я работал в Америке, в Калифорнии. Жил у моря и влюбился в яхты. Первая моя яхта была длиной 44 фута. Она стала для меня – как наркотик. Такое чувствую не только я. Очень большой процент людей, покупающих лодки, просто влюбляются в них.
    Эти люди постоянно меняют лодки, увеличивая размер. Они получают «кайф» от моря и жизни на яхте. Ведь яхты – это не средство передвижения, это – престижный образ жизни. Многие владельцы яхт очень редко на них ходят. Лодки стоят в яхт-клубах у причалов, а хозяева просто живут на них в уикенд, проводят там время с семьей. Я знаю одного человека: на протяжении двух лет он приезжал на свою яхту, но ни разу не вышел в море. Его укачивает. А на лодке живет с удовольствием. Это как дача на воде. Особенно это принято у американцев. Имея дом в городе, они покупают яхту, куда приезжают на субботу и воскресенье, как на дачу.
    Специфика малой воды, то есть наша подмосковная специфика, – в создании вокруг яхты особой атмосферы круга посвященных. Люди ведут разговоры о стилях яхт, ее начинках, интерьерах, экстерьерах. Я бы сказал, что это своеобразный клуб по интересам.
    Что же касается продаж яхт, то нельзя сказать, что это большой бизнес. Он очень красивый, хотя достаточно капиталоемкий и не слишком прибыльный. А занимаюсь я этим, потому что люблю.

    Почему Вы стали заниматься именно брендами Ferretti и Pershing?

    Я считаю, и всегда считал, что яхты Ferretti и Pershing – это лакшери-бренды, которые в своем классе и своем размере сегодня лучшие в мире. И их востребованность у нашей российской аудитории существует. Поэтому я принял решение заняться этим бизнесом. Все было достаточно спонтанно. Быстро и просто. Мы сделали презентацию компании Ferretti. Это большая компания, в которой решения принимаются не сразу. Не знаю, то ли нам повезло, то ли наша презентация произвела впечатление своим профессионализмом. Решение начать с нами работать было принято неожиданно быстро.
    Если мы посмотрим на рынок яхт и разделим его на сегменты, то увидим такой расклад. Возьмем для примера английские лодки и яхты Ferretti и Pershing. Рынок английских лодок более дешевый, более массовый, он шире, чем рынок яхт Ferretti и Pershing. И те, и другие лодки хорошо ходят, вроде бы одного размера, но Ferretti и Pershing – это престиж и особое качество. Существует целевая аудитория, которая хочет покупать именно престижные лодки. В России, например, есть люди, которые никогда не купят себе машину ниже Mercedes или BMW.

    А как Вы охарактеризуете покупателей ваших лодок?

    У яхт Pershing совсем другой покупатель, чем у Ferretti. Pershing – это скорость, адреналин, современный дизайн и интерьера, и экстерьера. Эту лодку больше используют для острых ощущений. Владелец не хочет на ней жить, а хочет ей управлять. Pershing – это такой стиль жизни. Если Ferretti – это дом на воде для семьи, и управлением этой яхтой обычно занимается наемный капитан, то Pershing – лодка, за штурвалом которой владелец хочет стоять сам. Это обычно человек энергичный, принимающий сам решения.
    Я считаю, что Pershing в своем классе сегодня – самая роскошная яхта. Существуют, безусловно, и другие бренды, достаточно престижные, но, в основном, это уже другие размеры.

    Кстати, о других брендах. Вы рассматриваете вопрос о "расширении ассортимента" – собираетесь ли начать работать с другими верфями?

    На этот год таких планов нет, потому что мы должны наладить бизнес во Франции и расшириться территориально в России. Но вполне возможно, что в будущем мы будем работать и с другими брендами.

    За первый год работы в яхтенном секторе рынка Ваша компания изменила многие принципы продаж яхт в России. Сейчас Вы - первая российская дистрибьюторская компания, вышедшая за пределы СНГ и открывшая свой офис во Франции. Что влекло Вас на Лазурный берег?

    Море и солнце, конечно, а если говорить серьезнее, то возможности западного рынка.
    Большой навигационный сезон и романтический ареол многовековой истории привлекает на Лазурный берег не только французов, но и всю Европу, в том числе и Россию. Сегодня многие русские едут покупать лодки именно на Средиземное море и держат их там.

    Ваш новый офис рассчитан на русских клиентов?

    Нет, совсем не так. То есть он будет нам помогать обслуживать тех наших соотечественников, которые захотят купить лодки во Франции, но сам офис рассчитан в основном на европейский рынок. В нашей рекламной и маркетинговой стратегии мы ориентируемся прежде всего на европейцев. Мы получили эксклюзивное право продавать яхты Ferretti во Франции, и будем работать с клиентами, которые приезжают туда со всей Европы покупать лодки, чтобы отдыхать на Лазурном берегу.
    Случай беспрецедентный, чтобы русская компания заработала такой авторитет на международном рынке. Аналогов еще не было. Почему компания Ferretti доверила нам дистрибьюцию – сложный вопрос. Я думаю, прежде всего, они почувствовали наш потенциал и нашу страсть к этому бизнесу.

    Ferretti сами предложили Вам начать работать во Франции?

    Нет, этот разговор начал я. И после долгих, в течение нескольких месяцев, переговоров, мы пришли к нужному для нас знаменателю. Дело в том, что мы продемонстрировали новый взгляд дистрибьютора на рынок. Изложили совершенно необычную стратегию, не ту, к которой все привыкли. Рынок яхт достаточно консервативен в Европе. Существуют определенные стандарты в стратегии, рекламе и продажах, к которым уже привыкли. Мы предлагаем несколько другое. Надеемся, что это позволит нам достичь интересных результатов. Ferretti, очевидно, понравился новый подход. Они приняли решение «отдать нам Францию».
    Был еще вопрос, собираемся ли мы предложить новую схему продаж. Наверное - нет. Трудно изобрести велосипед, когда он уже существует. А вот метод, методологию продаж, учитывая наш сегодняшний опыт в России и изучив психологический портрет европейского покупателя, мы попытаемся изменить.

    Но ведь это два совершенно разных рынка!

    Да. Они различны. В России, например, не так развиты вторичные продажи. Во Франции вторичный рынок огромен. У русского покупателя несколько другой подход. Он не хочет подержанную яхту. Те люди, которые могут себе позволить потратить миллион долларов, хотят купить новую яхту. Но рынок сбыта из года в год в России растет. Мы уже видим, что подтягиваются другие регионы, покупаются все более дорогие яхты. Например, пять лет назад лучшая частная лодка в Подмосковье была длиной около 30 футов, теперь же в наших водах есть 85-футовая яхта. Разница в цене огромная – до 50 раз. Если раньше платили 150 тысяч, то сейчас цена доходит до 5 миллионов.
    Европейские покупатели, конечно, другие. У французов один менталитет, у немцев - другой, и все они отличаются от российского. Но основа стратегии рекламы и маркетинга все равно всегда профессиональна, она похожа везде. Разница только в психологическом портрете покупателя. Русский человек более импульсивно принимает решения, чего не скажешь о французе. Тот очень долго думает, хочет все знать о лодке (конечно же, это правильно), вникает во все детали и нюансы, хочет сэкономить деньги на всем.
    Покупатель на Западе использует существующие системы финансирования. Там это гораздо проще, чем у нас. Работают уже привычные схемы.

    Как мы уже писали в нашем журнале, у Вас к яхтенному бизнесу подход комплексный. Например, вы начинаете строительство яхт-клуба на Клязьминском водохранилище…

    Я бы сказал, что яхт-клуб – это не обязательный атрибут успешной компании по продаже яхт, но, тем не менее, яхт-клуб, думаю, будет способствовать реализации. Главное то, что я люблю яхты, люблю воду, марины, все в комплексе. Поэтому для меня это не только бизнес, но и хобби.
    Сейчас создается много различных яхт-клубов, но я не видел пока ни одной профессиональной концепции именно клуба. Новые строительства скорее можно назвать коттеджными поселками со стоянкой для лодок. Это совершенно разные вещи.
    Мы хотим создать удобный, функциональный яхт-клуб. А уж как приложение к нему будет построен небольшой поселок, где люди, владеющие лодками, могут купить дом. Позиционируя его не как постоянное место жительство, а как второй дом. Не дачу, а именно второй дом у воды.
    Архитектурой никого удивлять мы не собираемся: стиль будет достаточно сдержанным. Ведь Ferretti – это яхты очень качественные, очень красивые, престижные и при этом консервативные. В дизайне нет модерна, хай-тека и так далее, то есть рассчитаны они на определенную аудиторию.
    Клуб будет закрытый. Нам не важно количество, нам важно качество.

    У Вас много направлений в бизнесе. Командная составляющая играет в них большую роль?

    Любой проект - это прежде всего люди. Основа любого бизнеса – это команда. Если ее нет, то и бизнеса не будет. Мы все должны работать в команде, и я тоже. У каждого могут быть свои недостатки. Помогая друг другу, мы тем самым совершенствуемся как профессионалы. Мой принцип – инвестиции должны быть вложены прежде всего в людей, а не в проект. Даже самый хороший проект может провалиться, потому что неправильно подобрана команда. Самое ценное, что у нас есть – это люди. Я очень доволен своей командой. Уверен, что эти люди меня не подведут – вместе с ними приду к новым высотам бизнеса.

    Последний вопрос. Мы говорим о Вашем бизнесе, о Ваших яхтах, машинах. И тут вдруг обнаружилось, что у Вас есть своя звезда. Такое необычное владение. Как выбиралась звезда – по номеру, по звездной величине?


    Может быть, это она меня выбрала…

    Наверное, это Ваша путеводная звезда?

    Я надеюсь, что так оно и есть на самом деле.

    Беседовал Андрей Радзиевский



    Rambler's Top100