Легкомысленный сезон //21.11.2003

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!
  • Все сегодняшние монстры индустрии роскоши – концерн LVMH, группы Gucci и Prada – когда-то начинали свое восхождение к вершинам модного бизнеса с изготовления дорожных принадлежностей.


    Дорогие аксессуары не только являются обязательной принадлежностью гардероба элегантной женщины, они также играют огромную роль в обороте компаний, специализирующихся на производстве предметов роскоши. Все сегодняшние монстры этой индустрии – концерн LVMH, группы Gucci и Prada – когда-то начинали свое восхождение к вершинам модного бизнеса с изготовления дорожных принадлежностей. В связи с общемировым экономическим кризисом это направление деятельности компаний только усилилось – можно даже сказать, что сегодня они возвращаются к своим истокам. В конце прошлого, 2002 года все асы модного бизнеса собрались в Милане для обсуждения положения дел и выработки единой стратегии поведения на рынке. Участники форума от компаний, производящих молодежные коллекции, например, Ренцо Россо из Diesel, настаивали на необходимости снижения цен. Патрицио Бертелли же, представляющий Prada Group, считает, что удержание высоких цен, в том числе и на молодежные товары даст возможность в будущем получить новое поколение «жертв моды», которые не будут считаться с затратами на приобретение дорогой безделушки. Итогом встречи стало открытие в России, помимо уже имеющихся Hermes, Gucci, Prada, Fendi и Tod’s, трех новых бутиков, торгующих роскошными аксессуарами, - Louis Vuitton, Christian Louboutin и Jimmy Choo. Силы европейских Домов моды брошены на вытрясание средств из российского истеблишмента. А поскольку редкая пара туфель от известной компании сегодня обходится менее, чем в $300 (про сумки и говорить нечего – тут прайс-лист начинается с $700), стоит повнимательнее присмотреться к летним предложениям бутиков. Потому что именно за счет российских потребителей в этот легкомысленный летний сезон 2003 года мировая индустрия роскоши рассчитывает серьезно поправить свое положение.


    Барбекю на лужайке

    Первым, и самым главным отличием лета 2003 от всех его предшественников стало наличие спортивных линий в коллекциях даже тех итальянских фирм, которые с момента создания не производили ничего, кроме элегантных дамских туфель. Судя по частоте появления различных моделей в ассортименте, на первом месте среди спортивных увлечений посетителей дорогих обувных бутиков стоит гольф. Только что открывшийся в Галерее бутиков «Крокус Сити Молла» фирменный магазин «Pakerson» представил в качестве ожидаемого бестселлера совсем свеженькую линию гольф-туфель для мужчин и женщин (от $300). Внимание к самому элитарному виду активного отдыха проявляют в разной степени Дом Louis Vuitton и компания Prada, не говоря уже о менее статусных итальянских марках. Второе и третье места в рейтинге популярности у российского бомонда делят яхтинг и конный спорт. В коллекции Pakerson яхтенная обувь представлена полуботинками с мокасиновой вставкой на шнурках – синий нубук оттенка navy основательно “просолен” и прошит на стыках грубой белой нитью, мягкая каучуковая подошва предотвращает скольжение по палубе. Компания Moreschi предлагает в том же качестве использовать желтые сандалии с резиновой вставкой в центральной части подметки. А уж про статусные мокасины марки Tod’s и говорить нечего – даже если вы никогда не наденете их в открытом море, уж на берегу-то они смогут вас ввести в избранное общество. В известном смысле для морских прогулок подойдут и кремовые замшевые полуспортивные туфли с резиновым низом от Sergio Rossi. В том же бутике можно обнаружить и классические ботинки для верховой езды, коньячного цвета с эластичными вставками по бокам. Ну и, конечно, итальянские производители не могли пройти мимо национального увлечения футболом – хотя разноцветные модели Moreschi, безусловно, никак нельзя считать профессиональными бутсами. Точно так же, как белые женские кроссовки с ручной индийской росписью Silla Sport вряд ли помогут спортивным победам, разве что обеспечат их совсем на другом фронте.


    Цветы с нейтральной полосы

    Под звуки иракских бомбежек и кадры горящего Багдада, непрерывно транслируемые CNN, мода отбросила в сторону легкомыслие и сантименты. Девушки хотят соответствовать подтянутым бойфрендам, сражающимся за нефтяные поля на Ближнем Востоке – аксессуары в стиле милитари, пожалуй, самая доступная и легкая форма патриотизма. Хотя, если вспомнить, что летние коллекции готовятся как минимум за полгода до поступления в продажу, понимаешь, что босоножки цвета хаки и сумки в виде вещмешков выражают не сиюминутные настроения, а глобальное предчувствие грозы (интуиция, которой мода никогда не была обделена). Как и 65 лет назад, в ход идут остросексуальные фасоны босоножек на высоких каблуках-столбиках с открытыми пальцами, матерчатые танкетки высотой до 10 см, массивные платформы с приподнятыми округлыми или усеченными квадратными носами, украшенные пропагандистской или военной символикой, прозрачные целлофановые перепонки верха – наследие эпохи тотального дефицита кож. Сумки по форме повторяют либо командирские прямоугольные планшеты, либо солдатские рюкзаки и вещмешки. В качестве отделки аксессуаров широко используется армейская фурнитура - звездочки и гильзы белого металла, морские канаты, пластиковые карабины и защелки, тарные ремни, парашютные стропы. Несмотря на то, что стиль по большей части заимствован у сухопутных войск, некоторые компании отдают предпочтение бравым «морпехам» – летний хит фирмы Prada, достаточно изящные босоножки на очень высоком каблуке, исполнен из бело-голубых полосатых ленточек от бескозырок (от $400). Надписи типа «NYE-93» (сильно напоминает наш «Дембель-85» и др.), как на моделях итальянской марки Le Silla, могут быть выложены на каблуках или деталях верха обуви с помощью хольнитенов или блочек. Темно-зеленый, как бы припыленный, цвет туфель и сумок часто оживляется присутствием алых или белых кантов, в тех же тонах может быть выполнена и подошва или какой-нибудь ее слой. Кстати, литая подметка летних босоножек с тракторным рисунком протектора – ноу-хау лета 2003. Если каблука-стилета с металлическим наконечником вам покажется недостаточно, окончательное запугивание врага довершат умелые манипуляции с мехом «хищных животных» – вставки из пони или каваллино, тонированные под рысь, барса или леопарда. Агрессивный облик новых амазонок, однако, вовсе не исключает женской их притягательности, поэтому многие модели туфель держатся на ноге благодаря изящному переплетению кожаных шнурков или черных репсовых лент (Sergio Rossi, Dolce&Gabbana). Что лишний раз подтверждает наигранность женских планов захвата.
    Мужчины, по понятным причинам гораздо лучше женщин осознающие реальное положение вещей, не склонны возводить процесс отдачи долга Родине в категорию модных фетишей. Поэтому в мужских коллекциях этого лета вы вряд ли обнаружите подражание «изящным» произведениям армейских сапожников. Разве только юноши допризывного возраста демонстративно обряжаются в высокие ботинки на шнуровке традиционных английских гранжевых марок. Хотя скругление и наполненность носов некоторых повседневных моделей обуви заимстованы прямиком из арсенала военно-морских сил.


    Книга джунглей

    Противостояние белой цивилизации молодому напору стран третьего мира всколыхнуло почти забытый ныне стиль 50-летней давности. Колониальная эстетика – привычная глазу европейская форма при активном заимствовании туземных методов обработки материала и способов декоративной отделки. Сочетание выбеленной на солнце парусины с замасленной кожей в сумках-кофрах и летних сапогах с открытой пяткой относится к периоду англо-бурских войн конца XIX века. Использованная в дорогих моделях Christian Louboutin и мокасинах Tod’s кожа крокодила вызывает воспоминания об английских трофеях начала века прошлого. Индийские мотивы прослеживаются в вышивках бисером и золотым шнуром по замше или бархату теплых пряных оттенков. К какому завоеванию относятся расшитые гладью и стеклярусом мули с открытой пяткой и приподнятым носом от Armani и Charles Jourdan, трудно сказать. Возможно, их предшественники прибыли в Европу из Тибета в эпоху массовых путешествий хиппи. Помимо пробковых шлемов и выцветшей на солнце одежды для сафари новый колониальный стиль включает в себя также этнические детали, привезенные со всех концов света. Sergio Rossi использует в качестве отделки открытых высококаблучных босоножек ($400–$450) любимые материалы – страусовые перья, перламутровые устричные раковины, деревянные шпильки с атласной бахромой, кожаные кисточки и колечки, низки из деревянных бусин, марка Celine органично вводит в конструкцию летних шлепанцев из «замасленной» кожи огромные перламутровые пряжки-диски на подъеме и золотую фурнитуру ручной работы в духе сандалий, привезенных из индийских путешествий знаменитой моделью 70-х – незабвенной хиппующей Верушкой. Любовь к античной истории Celine трансформирует в плетеные сандалии гладиаторов высотой до колена – этот мотив все еще остается актуальным после двух лет победоносного шествия по Европе. А широта географического охвата создателей обуви Le Silla просто поражает: Африка представлена обожженными и расписанными вручную деревянными платформами из Гватемалы ($770), коралловые рифы Океании напоминают о себе ярко-красными или розовыми бусинами, нанизанными на охватывающий лодыжку ремешок. А есть еще босоножки с греческим меандром в классических черно-золотых тонах по фону цвета слоновой кости, сандалии-тонга на плоской подошве с перламутровой же пуговицей, удерживающей обувь на ноге. Китайские и японские мотивы не менее популярны, нежели ближневосточные, но, отыграв полноценной палитрой в прошлом сезоне, нынешним летом они появляются в основном на вышитых матерчатых сумках-авоськах или маленьких жестких дамских сумочках-кошельках (Rodo). Гораздо больше, чем драконы и облака Поднебесной, дизайнеров вдохновляют природные материалы. Бамбук – в виде небольших полукруглых ручек сумок, накладок на каблуки или просто декоративных деталей отделки, как на плоских сумках-конвертах Gucci (цены на эти вечерние модели в стиле «восток-запад» начинаются с $1000). Нефрит – как круглая пряжка-талисман на босоножках из эксклюзивной коллекции в только что открывшемся московском бутике лондонской марки Jimmy Choo. Присутствие этого камня счастья в отделке бежевых замшевых лодочек подняло цену модели до $1600!
    Что касается форм дамских саквояжей, то разнообразие здесь наблюдается почти такое же, как на политической карте мира: маленькие полукруглые дольки, расшитые жесткими пластинками перламутра или гавайскими ракушками (Le Silla), объемные трапеции с кожаными оплетками швов, задрапированные на двух кольцах-ручках или подвешенные на широком наплечном ремне (Fendi, Armani), небольшие шелковые или парчовые ридикюли с наивными росписями или тряпичными цветами (Prada), торбы с кожаной бахромой и пальмовыми листьями (Prada, Armani). А компания Tod’s творчески переработала свою основную тему – индейскую конструкцию мокасинов – представив в новом сезоне оригинальную сумку-мокасин из розовой крокодиловой кожи. Дизайнеры как бы соревнуются в кустарности производства изделий – в Москве, например, появилась уникальная серия пляжных сумок итальянской марки Tina Cantini, яркие и жизнерадостные рисунки которой выполнены вручную самой основательницей бренда (от $350). Еще один распространенный прием придания предметам колониальной аутентичности – искусственное старение кожи или потертость позолоты. Первое отлично подходит для дорожных кофров или чересседельных сумок (Celine, Dior), второе встречается даже в вечерней обуви. Так, например, выглядят стельки и обтяжки каблуков у индонезийской линии сандалий Le Silla с яркими экзотическими орхидеями на ремешках. Теплые моря навели дизайнеров на мысль использовать не только вполне буржуазный жемчуг, но и раковины диковинных форм, и макраме, ведущее свою родословную от морских узлов на канатах.
    Мужские модели этой темы повторяют классические образцы 20-х годов прошлого века. В коллекции Sergio Rossi можно встретить полуботинки типа «оксфорд» из бежевого или черного льна с отрезным носком и задником из кожи табачного цвета (от $350), мокасины из “некрашеной” телячьей кожи с застежкой из белой меди, или такие же, но более темного оттенка с полированной медной пряжкой. В том же направлении мыслит и известная своими моделями из экзотических кож итальянская компания Moreschi: в ее колониальной коллекции La mia Africa (“Из Африки”) смелым путешественникам предлагаются туфли из ткани и кожи с двойной прошивкой, классические “оксфорды” и их “половинки” без задника в типичных цветах стиля сафари – от бледно-бежевого до кофейно-коричневого. Ну и, конечно, ни в одно путешествие на Восток вы не отправитесь без сандалий – этим летом все трендсеттеры мужской моды предлагают их в изобилии. У Sergio Rossi модель из тисненной в узелок кожи цвета черного дерева крепится на большом пальце ноги. Конструкция дополняется широкими черными ремнями, которые охватывают ступню крест-накрест. Более облегченный вариант городских сандалий украшают медные кольца и трубочки из шоколадно-коричневой кожи. Африканские мотивы в коллекции Moreschi получают развитие в одной из самых древних обувных конструкций, изобретенных человечеством, – бабуши без задника со вставкой типа “опанка” носят характерное название Mambo. Обувь же для путешествий в горы может порой принимать и вовсе странные формы – например, Alberto Guardiani предлагает на лето туфли из кожи пони оттенка красного дерева и двусторонние сандалии из того же материала (подошва идентична верху) – вероятно, это сделано для того, чтобы нога не скользила по камням (метод, известный еще древним индейцам).
    В общем, колониальный стиль начала ХХI века напоминает этническую эклектику лондонского музея Виктории и Альберта.


    Королевы задворок

    Мода – странная вещь. Неисповедимыми ассоциативными путями она вдруг сближает сугубо урбанистические лондонские граффити с наскальными росписями туарегов. В известном смысле поднадоевшую уже за два сезона панковскую тему можно считать органичным продолжением этнического направления в моде, так сказать, зовом городских джунглей. Наряду с классическими садомазохистскими материалами – черной кожей, латексом и металлическими шипами, современный приглаженный панк использует и вполне живенькие фактуры – раскрашенный лен, расписанную из аэрографа белую кожу, стилизацию под тату и… блочки светлого металла всех размеров: на кожаных кантах, на голенищах летних сапог и ботильонов, на берцах текстильных кроссовок (Silla Sport, $480), на наплечных ремнях массивных сумок-планшетов (Armani). В общем и целом модели обуви повторяют уже привычный нам высококаблучный силуэт 1980-х с тонкой перепонкой на пальцах почти полностью обнаженной стопы и широким ремешком, облегающим лодыжку. Но есть и отклонения от стиля в сторону большей женственности: ажурные колье из черных стразов и золотых или серебряных цепей на подъеме ноги напоминают нагрудные ожерелья масаев - босоножки с такими украшениями прямиком попадают из шума и грохота молодежных дискотек на великосветские посольские приемы. А черные кристаллы, вживленные в каблуки лодочек от Sergio Rossi, придают туалету своей обладательницы такой готический шик, которого не удавалось достичь и самому Люциферу современной моды – Тому Форду. Небольшие округлые сумки, дополняющие обувь, щетинятся все теми же шипами и металлическими бляхами, иногда для пущего блеска заменяемыми голографическими пайетками огромных размеров.
    Что касается мужского ассортимента, то здесь элементы панка присутствуют, в основном, в виде декора сандалий (Sergio Rossi), либо в виде характерных росписей из пульверизатора на кедах, либо в виде туфель из кожи, тисненной под деним (линия American Graffiti торговой марки Moreschi, $325).


    New Look в XXI век
    В вечерних моделях сезона возрождается голливудская роскошь 50-х. Атлас и кожа крокодила, велюр и кружево, ленты и стразы. Такие туфли и сумочки можно увидеть на фотографиях Джины Лоллобриджиды, Софи Лорен, Риты Хейворт, Барбары Стейнвик… Основными чертами стиля “new look”, под знаком которого прошло послевоенное десятилетие, стали пышные юбки и, соответственно, очень высокие каблуки-шпильки, которые для устойчивости иногда несколько утолщались в повседневной обуви. Острые или, наоборот, мягко закругленные и наполненные носы лодочек не имели почти никакого припуска, поэтому поднятая на 10-15-сантиметровую высоту ступня даже 40-го размера казалась миниатюрной ножкой Золушки. Особую элегантность в модели привносил ремешок, обвивающий лодыжку, – соблазнительно выгнутый подъем при такой высоте каблука проявляется даже у абсолютно плоской ноги. В общем, вряд ли еще какое-нибудь десятилетие пело такие дифирамбы женской красоте, поэтому случившимся этим летом кратким экскурсом в историю стоит непременно воспользоваться. Особенно хороши бальные туфли из атласа оттенка «английская роза» (пусть и слегка увядшая) с отделкой черным кружевом (Sergio Rossi, Le Silla – все около $400). В новом бутике Jimmy Choo также можно обнаружить немало моделей, обтянутых шелком пастельных тонов и украшенных цветами из материала верха – лиловый стал фирменным цветом летней коллекции марки. Но любительницы черных коктейльных платьев (а таких в России, по мнению маркетологов, большинство) тоже не остались в накладе – линия лодочек из черного кружева, спаянного с прозрачной пластиковой основой, поражает разнообразием фасонов и элегантностью отделки (модель с «ожерельем» из стразов Swarovski вокруг щиколотки оценивается в $1300). Французский обувной стилист Кристиан Лубутен и марка Pollini, продукция которой традиционно относится к классу haute de gamme (высокому искусству обувного дизайна), привнесли в летнюю палитру почти испанский накал страстей – их модели босоножек на конусообразном высоком каблуке с вырезом под один пальчик разыграны на контрасте алых и черных тонов. Налет ретро усиливает отделка кожаными цветами (Pollini, от $300) и шелковыми кистями (Christian Louboutin, от $700). Нетрудно представить, что элегантные сумочки-кисеты или строгие вечерние конверты “в тон” начинают свой отсчет с $1000 (Prada, Armani). В бутиках Christian Louboutin и Jimmy Choo коллекции сумок появятся только осенью, и этого события все московские модницы ожидают с нетерпением, удовлетворяя пока свои высокие запросы облегченной “японской” версией классических баллонов c логотипами Louis Vuitton (дизайн летней коллекции старейшей французской фирмы багажных принадлежностей делал авангардист Такеши Мураками – в его руках 150-летняя история Дома превратилась в иллюстрации к мультикам). Мужчины поневоле обязаны соответствовать стилю dolce vita – их летние туфли обязательно ручной работы (до 300 операций, прошивной рант или сборка тройной нитью многослойной подошвы, как в линии Tirolese от Moreschi) начинают сезонный отсчет с $700. Для вентиляции в элегантных моделях активно используется микроперфорация, в конструкциях преобладает лаконичный, десятилетиями выверенный дизайн – лоаферы со скрытой резиновой вставкой, вечерние полуботинки на шнурках из гладкой телячьей кожи без видимых декоративных швов, в меру удлиненные и зауженные носы округлых или мягких квадратных форм. Естественно, что протокольные модели выполняются по-прежнему из черного шевро, но в целом сезон все же делает некоторые послабления в этикете – в данном случае мужчинам позволено появляться с наступлением сумерек в туфлях оттенков «коньяк», «мускат» и даже «кофе с молоком».
    Так что тема летних аксессуаров находит прямое продолжение в небольших уютных кафе под открытым небом. Москва стремительно приближается к Парижу.

    Юна Завельская

    Rambler's Top100