Архитектура, как и язык, — лакмус состояния архетипа современного человека и в то же время самое человечное искусство. Среда обитания людей, место их рождения и смерти — декорации для миллионов личных драм.
Жильё в стиле Лофт – это очередная ступень эволюции сознания современного человека, подкреплённая развитием технологий.
Архитектура, как и язык, — лакмус состояния архетипа современного человека и в то же время самое человечное искусство. Среда обитания людей, место их рождения и смерти — декорации для миллионов личных драм.
Жильё в стиле Лофт – это очередная ступень эволюции сознания современного человека, подкреплённая развитием технологий.
Начало стиля Лофт: эстетика контролируемого разрушения и медитации
Архитектурное направление Лофт возникло в Америке, на стыке западной и восточной культуры. Первые ласточки появились в Манхеттене, а чуть позже в начале восьмидесятых нью-йоркский район Сохо стал колыбелью этого явления. Изначально это была индустриальная свалка, кладбище заводов. Но в восьмидесятых годах этот нью-йоркский район стал первым полем для «джентрификации» - переориентации старого архитектурного пространства на новые цели. Сначала эти здания осваивали художники под мастерские и галереи. Но затем постепенно, их место занял Лофт. Фабрики и заводы не изменили свой внешний облик, оставшись внешне руинами, они стали домами для очень богатых и изысканных горожан. Эстетика контролируемого разрушения, стала проявлением западного стремления доказать возможность приостановить энтропию в ее последний миг. Как будто бы внешняя оболочка говорит: « Природа взяла свое, у Дома больше нет Хозяина».
Американское искусство шло по пути осваивания новых эстетик, и пришло к помойке, к мусору, певец консервных банок, Энди Уорхолл, сделал первый Лофт из фабрики в Манхеттене на Восточной 47-й улице. Автор музея Гугенхейма в Бильбао, великий архитектор Фрэнк Гери, построил свой дом в Санта Монике из мусора. Художники вдыхают жизнь в старые, найденные на помойке вещи, в попытке победить Время.
Уильям Гибсон, американский фантаст, папа киберпанка, литературного жанра и новой городской эстетики, в 1990 году пишет для выставки «Воображаемый Сан-Франциско», статью, а затем роман с центральным образом Лос-Анджеловского Моста захваченного и освоенного людьми, сначала бездомными бродягами, а затем пришедшим им на смену бизнесменами.
Несомненно, появление Лофтов связано с взаимопроникновением восточной и западной культуры. Свободу залов для общих медитаций в дзен-буддийских монастырях и пустоту чайной комнаты вобрало в себя древо современности, и начало выпускать из себя новые почки - Лофты.
Лаконичность линий, простота, аскетизм, пришла на смену чрезмерной вычурности и насыщенности деталями пространства, эстетике присущей европейскому индивидуалистическому мировоззрению.
Культура чайной церемонии - это квинтэссенция эстетики воспевания и романтизации среды обитания человека, быт - это не постылые стены и унылые каждодневные обязанности: почистил зубы, съел завтрак и побежал на работу, а ежеминутное творчество, внешнее проявление внутренней духовной работы. «Убежище асимметрии», «Дом Свободы», и так и так можно переводить название чайного дома, внутреннее убранство которого призывает фантазию человека к действию. Пустота позволяет додумать, создать собственный мир, стать частью этих стен.
Лофт сейчас: эстетика рафинированной свободы пространства
Ключевое понятие для понимания истоков эстетики Лофтов – свобода. Организация внутреннего пространства строится по принципу полной внутренней и внешней прозрачности, в пику классическому Дому-крепости. Игры с огромными пространствами, без каких либо перегородок, отсутствие несущих конструкций, балки, много воздуха и никаких тайных уголков и альковов, вот что такое лофтовая архитектура. Частной остается лишь территория для ежедневных медитаций на унитазе, а стеклянные стены делают каждый день событием. (Частной остается лишь ванная комната, а стеклянные стены делают каждый день событием.)
Интерьер такого пространства часто строится на контрасте, индустриальное чрево наполняется рафинированными предметами быта и произведениями актуального искусства. Много внимания уделяется освещению, в таком пространстве, почти галерейном, делают скрытые подвижные потолочные светильники. Это современное обиталище, пещера для модернизированного человека. Но не каждый способен на такой достаточно артистический и крайне дорогой, как в Америке, так и в России жест.
Сегодня в нашей реальности допустимы любые варианты, и можно столкнуться с использованием элементов лофтовой эстетики в оформления клубов, студий, ателье или офисов. И хотя в России прецедента осваивания под Лофт индустриальных промышленных помещений пока не существовало, можно предположить, что состоятельные люди уже присматриваются к ним и скоро можно ждать появления урбанистических оазисов и на московских улицах.
Стиль Лофт в отечественном загородном строительстве
А пока, фабрики ждут своих героев, стиль Лофт осваивается в загородной архитектуре. Последние десятилетия проб и ошибок наших новых домовладельцев наплодили множество монстров и монстриков, как их иногда называют архитекторы «кирпичных сундуков», справится с которым хозяину иногда не под силу. Причиной становится Артерии Дома, коммуникации и электричество, которые в идеале должны быть автономными. Инженерия просит политического убежища, техника, трубы, оснащение, не выдерживает, потому что при строительстве не учитывалась неочищенная вода в общих трубах и перебои с электричеством. А когда ведется строительство Дома начиненного дорогой и современной инженерией этот фактор надо учитывать и решать на уровне поселка. Ставить мощную водоочистительную систему, с бактерицидной очисткой, стабилизаторы электрического напряжения и запасной генератор, обеспечивающий минимальное жизнеобеспечение хотя бы на сутки.
То, что предлагают московские фирмы в Подмосковье как Дома-Лофты, создания уникальные и дорогие, их трудно представить стоящими в гордом одиночестве, в дремучем лесу. С уровнем сознания наших граждан, привыкших в лучшем случае, к стеклянному милицейскому стакану на перекрестке, это был бы неоправданный и опасный абсурд. Поэтому пока все существующие застройки в стиле Лофт живут семействами, небольшими автономными поселками с хорошей охраной. Таким домам необходима охрана, целые стены из стекла невозможно убрать за решётку, и главное - какой тогда в этом смысл?
Конечно же, загородные Дома в стиле Лофт это не совсем то, что подразумевают под этим словом во всем мире. Практика показывает, что российские покупатели пока не готовы к такой свободе, все-таки нужны небольшие уступки. Поэтому сейчас Домами в стиле Лофт называют большие особняки, например, четыреста метров, без всяких перегородок на первом этаже. Сооружается каркас, заполненный кирпичом без несущих стен, стояк - четыре несущие колонны и свободная планировка. Лофтовый первый этаж имеет второй свет. Обычно, если архитекторы делают такой дом, то они создают первый этаж как единое пространство и верх как воздушный, но более или менее приватный. Конечно, у нас все больше мечтают о русской усадьбе и в процентном соотношении дорогих застроек, 40% занимает стиль кантри, 40% - усадьбы и только 20 % - лофты.
Есть поселок «Кантри Лофт в Соснах» с улицей застроенной в стиле Лофт, по проекту известного французского архитектора. Красивые дома, с большими площадями остекления, но в них все-таки есть отдельные не застекленные спальни.
Сейчас строится камерный поселок «X-Park» на Рублёво-Успенскому шоссе на семь домов. Его можно тоже назвать лофтовым.
В поселке «Горки 21» сделали симбиоз, внутри Лофт, а снаружи Кантри. И если в посёлке «Кантри Лофт в Соснах» сразу видна кубатура, то в «Горках 21» это гибрид с полностью закрытым вторым этажом, нормальной лестницей, а сказать что это Лофт можно, потому что нет несущих стен, а только несущие колонны. У нас этот стиль мутировал и трансформировался.
Стоимость Лофтов в «Соснах», от полутора миллионов до двух миллионов в зависимости от площади дома, а в поселке «X-Park»» стоимость домов колеблется в районе трех миллионов долларов, так как инженерия в этих домах более совершенна, при их создании используются уже новые методы и технологии. Все коммуникации и электрика спрятана в полы и потолки. В «Соснах», например, полы подогреваются с помощью воды, а стеклянные стены обогреваются поддувными радиаторами, чтобы не запотевало стекло. Компания застройщик дает гарантию на строение на год, а на всю инженерию заключается договора о гарантийном обслуживании. На участках делается базовый ландшафт – вырубается подлесок и выравнивается участок.
Земля вокруг такого Дома это обрамляющая рама и Природа дышит вместе с ним.
Василий ЛИФАНОВ